Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№43 (562) 30 октября 2006 г. События. Оценки

Лихорадка в палатке

30.10.2006
«Через два года здесь никого не будет !»

Константин ШИЯН

В Беларуси открылся сезон продаж зимней одежды и обуви. Однако в отличие от предыдущего года покупателей на столичном рынке «Ждановичи» стало заметно меньше. Причина тому одна: в Минске открывается все больше магазинов одежды, и цены в них постепенно снижаются, в то время как на рынке из-за усложняющихся условий работы они растут.

7 декабря Совмин вводит требование нанесения «контрольной марки на подошву обуви из резины, пластмассы, натуральной и композиционной кожи». По словам продавцов, новая инициатива властей ударит в первую очередь по «обувщикам», особенно «палаточникам». По словам главного налогового инспектора Министерства по налогам и сборам Инны Саяновой, «маркировка обуви контрольными знаками в целях защиты отечественного производителя» убережет последнего от нелегального ввоза из России, Китая и Юго-Восточной Азии дешевой обуви низкого качества.

О том, как широкие массы обитателей и покупателей базара восприняли это новшество, корреспондент «БелГазеты» выяснял на столичном рынке «Ждановичи».

«Сколько?» - поинтересовались двое парней после беглого осмотра понравившейся модели из кожзама. «$55, и скидывать ничего не буду», - отрезал молодой парень по имени Денис. Покупатели тут же раскрыли кошелек и отсчитали нужную сумму. Наблюдавший за происходящим полупьяный коллега Дениса из соседней палатки со странным прозвищем Полтос тут же возмутился: «Б.., что происходит? Почему у меня не покупают тот же самый товар за Br70 тыс.?!» - «Потому что ты, кретин, спугиваешь их низкой ценой. У него денег на обувь в 2 раза больше, и он хочет их потратить на что-то толковое. А увидев твой ценник, он решает, что перед ним шлак, разворачивается и уходит, - объясняет Денис. - А у меня покупает то же самое в полтора раза дороже».

По словам парня, начинал он работать «по-честному», но вскоре понял, что в этом случае клиентов не будет: «Сколько раз такое было: приходит девка с мамашей, видит сапожки, примеряет, а как узнает, что стоит $30, так с ужасом, чуть ли не крестясь, уходит. И куда? К Наташке напротив - и покупает там такие же сапоги, только на Br40 тыс. дороже!»

У девушки через 100 м, товар которой разложен на столе, околачиваются пенсионеры, покупают «самые дешевые удобные полусапожки» за Br40 тыс. «Пенсионер из-за своей боязни и стеснительности никогда не будет покупать туфли, которые красиво выставлены в палатке: у них стереотип, что там обязательно будет дороже. Поэтому они идут ко мне, - рассказывает девушка. - А вообще, каждому клиенту - свой продавец: ко мне идут дедушки, к Полтосу - пьяные подростки с расчетом на сэкономленные деньги отметить покупку в «Сайгоне», к обычным палаточникам вроде Дениса - молодежь, которой наконец-то родители дали денег и позволили выбирать».

Тем временем по рынку распространяют листовку ОО «Перспектива» под кричащим заголовком «Легко ли «обуть» обувщиков». В ней, помимо толкования сути ожидаемого законопроекта и возмущения по поводу того, что «все это с подачи «Беллегпрома», всем ипэшникам предлагается бороться с произволом властей. Правда, как будет вестись эта борьба, пока не говорится. Активисты вознамерились «обратиться в посольства Китая и других юго-восточных стран с просьбой разъяснения их позиции в отношении поставок обуви и других потребительских товаров на белорусский рынок». Как говорится, бог в помощь народной дипломатии.

«Это у них работа такая: листовки рассылать, - объясняет торгующий неподалеку ремнями Константин коллеге напротив. - И что будет? Выйдет в декабре от силы 300 человек с надписями «Хорош нас щемить», погалдят и по домам разойдутся. У нас же как: если указ принят, то его уже не отменят, хоть голодовку объявляй».

По словам владельца четырех палаток с одеждой и обувью Павла, в связи с введением маркировки обуви, парфюмерии, компакт-дисков и прочих товаров «изменятся все схемы поставок на рынок». Ведь если сейчас челноки «едут на Черкизовский рынок в Москве под видом туристов, выкупают по десять мест в автобусе и закидывают их товаром», то, по слухам, скоро будет запрещено ввозить в страну товара более чем на $200. Это означает, что продавцы сами ввозить товар в страну не смогут. «Поэтому появится пара крупных импортеров, у которых все торгаши и будут «тариться», - объясняет Павел. - А для рынка это означает, что та же обувь на закупе будет дороже, по моим приблизительным расчетам, где-то на $15. Выбора тоже не будет: во всех палатках станут продавать одно и то же. В итоге пострадаем не только мы, но и потребители».

Защита отечественной кожевенно-обувной промышленности, по сути, выгоняет «палаточников» с их насиженных еще в 90-х гг. мест. «Когда обувь на рынке будет стоить столько же, сколько стоит в магазине, какой понт кому-то будет идти за ней ко мне? Никто не захочет мерзнуть зимой и париться летом под открытым небом, и наш палаточный лагерь исчезнет за ненадобностью. Если в декабре ничего не добьемся протестами, лично я буду сворачиваться», - возмущается работающий на рынке уже 4 года Дмитрий.

Оптимизма маловато, клиентов поубавилось, «правительство нагибает». Зато мы постепенно идем к тому, к чему так давно стремимся, - к набившей оскомину «цивилизованной торговле». Главное, по пути к ней не потерять покупателя и его кошелек.
Добавить комментарий
Проверочный код