Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№43 (562) 30 октября 2006 г. События. Оценки

Лихорадка в палатке

30.10.2006
«Через два года здесь никого не будет !»

Константин ШИЯН

В Беларуси открылся сезон продаж зимней одежды и обуви. Однако в отличие от предыдущего года покупателей на столичном рынке «Ждановичи» стало заметно меньше. Причина тому одна: в Минске открывается все больше магазинов одежды, и цены в них постепенно снижаются, в то время как на рынке из-за усложняющихся условий работы они растут.

7 декабря Совмин вводит требование нанесения «контрольной марки на подошву обуви из резины, пластмассы, натуральной и композиционной кожи». По словам продавцов, новая инициатива властей ударит в первую очередь по «обувщикам», особенно «палаточникам». По словам главного налогового инспектора Министерства по налогам и сборам Инны Саяновой, «маркировка обуви контрольными знаками в целях защиты отечественного производителя» убережет последнего от нелегального ввоза из России, Китая и Юго-Восточной Азии дешевой обуви низкого качества.

О том, как широкие массы обитателей и покупателей базара восприняли это новшество, корреспондент «БелГазеты» выяснял на столичном рынке «Ждановичи».

«Сколько?» - поинтересовались двое парней после беглого осмотра понравившейся модели из кожзама. «$55, и скидывать ничего не буду», - отрезал молодой парень по имени Денис. Покупатели тут же раскрыли кошелек и отсчитали нужную сумму. Наблюдавший за происходящим полупьяный коллега Дениса из соседней палатки со странным прозвищем Полтос тут же возмутился: «Б.., что происходит? Почему у меня не покупают тот же самый товар за Br70 тыс.?!» - «Потому что ты, кретин, спугиваешь их низкой ценой. У него денег на обувь в 2 раза больше, и он хочет их потратить на что-то толковое. А увидев твой ценник, он решает, что перед ним шлак, разворачивается и уходит, - объясняет Денис. - А у меня покупает то же самое в полтора раза дороже».

По словам парня, начинал он работать «по-честному», но вскоре понял, что в этом случае клиентов не будет: «Сколько раз такое было: приходит девка с мамашей, видит сапожки, примеряет, а как узнает, что стоит $30, так с ужасом, чуть ли не крестясь, уходит. И куда? К Наташке напротив - и покупает там такие же сапоги, только на Br40 тыс. дороже!»

У девушки через 100 м, товар которой разложен на столе, околачиваются пенсионеры, покупают «самые дешевые удобные полусапожки» за Br40 тыс. «Пенсионер из-за своей боязни и стеснительности никогда не будет покупать туфли, которые красиво выставлены в палатке: у них стереотип, что там обязательно будет дороже. Поэтому они идут ко мне, - рассказывает девушка. - А вообще, каждому клиенту - свой продавец: ко мне идут дедушки, к Полтосу - пьяные подростки с расчетом на сэкономленные деньги отметить покупку в «Сайгоне», к обычным палаточникам вроде Дениса - молодежь, которой наконец-то родители дали денег и позволили выбирать».

Тем временем по рынку распространяют листовку ОО «Перспектива» под кричащим заголовком «Легко ли «обуть» обувщиков». В ней, помимо толкования сути ожидаемого законопроекта и возмущения по поводу того, что «все это с подачи «Беллегпрома», всем ипэшникам предлагается бороться с произволом властей. Правда, как будет вестись эта борьба, пока не говорится. Активисты вознамерились «обратиться в посольства Китая и других юго-восточных стран с просьбой разъяснения их позиции в отношении поставок обуви и других потребительских товаров на белорусский рынок». Как говорится, бог в помощь народной дипломатии.

«Это у них работа такая: листовки рассылать, - объясняет торгующий неподалеку ремнями Константин коллеге напротив. - И что будет? Выйдет в декабре от силы 300 человек с надписями «Хорош нас щемить», погалдят и по домам разойдутся. У нас же как: если указ принят, то его уже не отменят, хоть голодовку объявляй».

По словам владельца четырех палаток с одеждой и обувью Павла, в связи с введением маркировки обуви, парфюмерии, компакт-дисков и прочих товаров «изменятся все схемы поставок на рынок». Ведь если сейчас челноки «едут на Черкизовский рынок в Москве под видом туристов, выкупают по десять мест в автобусе и закидывают их товаром», то, по слухам, скоро будет запрещено ввозить в страну товара более чем на $200. Это означает, что продавцы сами ввозить товар в страну не смогут. «Поэтому появится пара крупных импортеров, у которых все торгаши и будут «тариться», - объясняет Павел. - А для рынка это означает, что та же обувь на закупе будет дороже, по моим приблизительным расчетам, где-то на $15. Выбора тоже не будет: во всех палатках станут продавать одно и то же. В итоге пострадаем не только мы, но и потребители».

Защита отечественной кожевенно-обувной промышленности, по сути, выгоняет «палаточников» с их насиженных еще в 90-х гг. мест. «Когда обувь на рынке будет стоить столько же, сколько стоит в магазине, какой понт кому-то будет идти за ней ко мне? Никто не захочет мерзнуть зимой и париться летом под открытым небом, и наш палаточный лагерь исчезнет за ненадобностью. Если в декабре ничего не добьемся протестами, лично я буду сворачиваться», - возмущается работающий на рынке уже 4 года Дмитрий.

Оптимизма маловато, клиентов поубавилось, «правительство нагибает». Зато мы постепенно идем к тому, к чему так давно стремимся, - к набившей оскомину «цивилизованной торговле». Главное, по пути к ней не потерять покупателя и его кошелек.
Добавить комментарий
Проверочный код