Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
горящие путевки киев. Украина, 03110, г
№43 (562) 30 октября 2006 г. Радости жизни

Цмок on the water

30.10.2006
Хеллоуин по-белорусски

Виктор МАРТИНОВИЧ

Считается, что в День всех святых, 31 октября, нечистая сила получает власть над землей и ее, нечистую силу, надо отпугивать. Вместе с нечистой силой по домам ходят дети в карнавальных костюмах: они стучатся в двери и просят сладостей. Их отпугивать не надо, и даже наоборот, нужно кормить, а то они закидают вас туалетной бумагой. На Западе нечистая сила нервная и пугливая. Чтобы обратить ее в бегство, достаточно полой тыквы с нацарапанной на кожуре мордой. Белорусские «пачвары» не так примитивны и каких-то там тыкв не боятся. Кто они, белорусские «нечистики», и как с ними бороться?

Западноевропейский черт не только пуглив, но и глуп. Представление об уровне его IQ можно получить из ирландской легенды о происхождении хеллоуинской тыквы.

Итак, однажды, в канун Дня всех святых на вечно пьяного кузнеца Джека вышел дьявол. Дьяволу хотелось души Джека, Джеку - выпить. Чтобы обмен души на эль состоялся, черт превратился в шестипенсовик. Джек сунул его в карман, где лежал серебряный крестик. Черт, понятное дело, возопил. После долгих дискуссий Джек согласился отпустить черта в обмен на 10 лет счастья и эля. Через 10 лет хитрый кузнец вновь одурачил простачка-нечистика. Когда Джеку пришло время умирать, Бог отказался брать на небеса алкоголика, имевшего дело с нечистой силой. Ему были выданы свечка и тыква, и пошел скитаться Джек по белу свету. Поскольку многократно обманутый черт панически боится этого любителя эля, добрые люди свободной Ирландии догадались выставлять свечку и тыкву перед своими дверями, чтобы напомнить нечистому, как его «сделали», и намекнуть: Джек может сидеть сейчас в гостях у данного семейства…

Эта легенда представляет типичные западноевропейские и американские интерпретации проблемы зла: борьба хорошего и плохого всегда заканчивается хэппи эндом, good guy всегда сильней, хитрей и изобретательней bad guy. Белорусский фольклор не так примитивен.

Идея конструктивного взаимодействия с силами зла, позволяющего извлекать материальную выгоду и укреплять благосостояние, находит свое воплощение в легенде о цмоке, вылупившемся из петушиного яйца , одна из разновидностей которой описана Яном Борщевским. По этой легенде гражданин, обладающий черным петухом и базовыми познаниями в эзотерике, может заставить птицу снести яичко с цмоком - воздухоплавающим драконом средних размеров. Если цмока правильно кормить, снабжать нужными витаминами и минералами, он станет летать по свету и носить хозяину золото, а также указывать на места, где закопаны клады.

Идея беспощадной борьбы со злом репрезентована в фольклорном концепте ведьмака - колдуна-мужчины. В белорусской деревне к ведьмакам обычно относили тех, кто был зажиточнее других крестьян, у кого был лучше урожай, розовее свиньи и толще коровы. Считалось, что процветание такого хозяйства обеспечено не честным трудом, а злокозненным магическим обрядом, называющимся заломом . Залом - узелок, связка или просто несколько преломленных стеблей, обнаруженных на поле, засеянном зерновыми. Человек, поставивший залом, аккумулирует везение, урожайность и здоровье хозяев поля. Мистические ритуалы борьбы с ведьмаками в Беларуси сводились к тому, что мужчины, которых особенно беспокоил уровень благосостояния злодея, собирались на его подворье с дрынами и колодами и били его до тех пор, пока из него не выходила вся нечистая сила. Так на повседневном уровне происходило единение магического и физического начал.

Одной из наиболее мерзких «пачвар» белорусской мифологии, безусловно, являетсяхихитун . Эта тварь, ареалом обитания которой является Мядельщина, ходила за спиной человека и хихикала каждый раз, когда с ним случалась неприятность. Если резко обернуться, можно увидеть хихитуна. Он похож на обезьянку с маленькими рожками на лбу. По всей видимости, хихитун пришел в Беларусь с Запада, т.к. уровень его IQ крайне низок. Глупая тварь хихикает не тогда, когда горе уже случилось, а за секунду до этого. А потому мудрый мядельчанин, услышав этот смех, может предотвратить беду. С хихитуном лучше не бороться и относиться к нему примерно как к автономному пожарному извещателю, предупреждающему о приближающемся «ахтунге».

Идею несанкционированного сексуального домогательства в культуре презентует тварь, которую зовут баламутень . О нем любят рассказывать девушки Вилейского района. Спросишь такую о личной жизни - она опустит голову и как начнет рассказывать… В повседневной жизни баламутень отвратителен: «Твар такi азызлы, гусiная скура, тоненькiя и крывенькiя ножкi, вялiзны жывот». Но стоит ему увидеть деву, как он превращается в высокого стройного юношу. Чаще всего его атакам подвергаются дамы, стирающие белье в реке. Баламутень забирает у бедняжки белье и несет на другой берег, где цепляет за корягу. Пока бедняжка плывет к своему белью, баламутень с ней знакомится, предлагает сходить к нему домой, посушить белье. «Тая паслухмяна iдзе за iм», - сухо описывает приближающуюся трагедию словарь «Белорусская мифология». В обмен на разбитое сердце баламутень дарует барышне способность не тонуть. С одной стороны, конечно, полезно, с другой - фиг утопишься с горя…

Апивень является мифологическим объяснением извечной тяги человека к спиртному. Это существо заставляет малопьющих напиваться и иногда подмешивает в стакан специальное зелье, усугубляющее действие алкоголя. Если после вечеринки вы проснулись под столом и почему-то с разбитым лицом, уверенно говорите всем: это апивень попутал. Бороться с апивнем просто: обильная мясная закуска и никакого пива после водки.

Идею внезапного и неотвратимого наказания за административные правонарушения воплощает в мифологии «пачвара» под названиемхапун . Непослушных подростков хапун сажает в торбу и везет в камеру-одиночку в болоте под корчом. Там он их допрашивает, составляет протокол и наказывает - сечет крапивой. Бежать от хапуна невозможно. Захваченные им дети, вырастая, сами становятся хапунами.

Бадюля , архаичное божество гастарбайтеров, заставляет человека покидать насиженное место и искать лучшей доли. Чтобы прогнать ее, нужно вымыть дом и грязь из ведра вылить на восток. Если все сделать правильно, можно увидеть, как бадюля убегает прочь, с перепугу забыв скрыть свою внешность - немолодой женщины с огромными, достающими до живота грудями.

Если представитель рекрутингового агентства, предлагающего вам высокооплачиваемую работу на чужбине, - немолодая, грудастая женщина, задумайтесь: может, никакая она не менеджер, а самая что ни на есть бадюля. А потому, если вам хочется денег, пойдите лучше на рынок, купите себе черного петуха и экспериментируйте в выращивании цмока. А если сосед вдруг начнет жить лучше вас, вы знаете, что делать…
Добавить комментарий
Проверочный код