Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№43 (562) 30 октября 2006 г. Радости жизни

Цмок on the water

30.10.2006
Хеллоуин по-белорусски

Виктор МАРТИНОВИЧ

Считается, что в День всех святых, 31 октября, нечистая сила получает власть над землей и ее, нечистую силу, надо отпугивать. Вместе с нечистой силой по домам ходят дети в карнавальных костюмах: они стучатся в двери и просят сладостей. Их отпугивать не надо, и даже наоборот, нужно кормить, а то они закидают вас туалетной бумагой. На Западе нечистая сила нервная и пугливая. Чтобы обратить ее в бегство, достаточно полой тыквы с нацарапанной на кожуре мордой. Белорусские «пачвары» не так примитивны и каких-то там тыкв не боятся. Кто они, белорусские «нечистики», и как с ними бороться?

Западноевропейский черт не только пуглив, но и глуп. Представление об уровне его IQ можно получить из ирландской легенды о происхождении хеллоуинской тыквы.

Итак, однажды, в канун Дня всех святых на вечно пьяного кузнеца Джека вышел дьявол. Дьяволу хотелось души Джека, Джеку - выпить. Чтобы обмен души на эль состоялся, черт превратился в шестипенсовик. Джек сунул его в карман, где лежал серебряный крестик. Черт, понятное дело, возопил. После долгих дискуссий Джек согласился отпустить черта в обмен на 10 лет счастья и эля. Через 10 лет хитрый кузнец вновь одурачил простачка-нечистика. Когда Джеку пришло время умирать, Бог отказался брать на небеса алкоголика, имевшего дело с нечистой силой. Ему были выданы свечка и тыква, и пошел скитаться Джек по белу свету. Поскольку многократно обманутый черт панически боится этого любителя эля, добрые люди свободной Ирландии догадались выставлять свечку и тыкву перед своими дверями, чтобы напомнить нечистому, как его «сделали», и намекнуть: Джек может сидеть сейчас в гостях у данного семейства…

Эта легенда представляет типичные западноевропейские и американские интерпретации проблемы зла: борьба хорошего и плохого всегда заканчивается хэппи эндом, good guy всегда сильней, хитрей и изобретательней bad guy. Белорусский фольклор не так примитивен.

Идея конструктивного взаимодействия с силами зла, позволяющего извлекать материальную выгоду и укреплять благосостояние, находит свое воплощение в легенде о цмоке, вылупившемся из петушиного яйца , одна из разновидностей которой описана Яном Борщевским. По этой легенде гражданин, обладающий черным петухом и базовыми познаниями в эзотерике, может заставить птицу снести яичко с цмоком - воздухоплавающим драконом средних размеров. Если цмока правильно кормить, снабжать нужными витаминами и минералами, он станет летать по свету и носить хозяину золото, а также указывать на места, где закопаны клады.

Идея беспощадной борьбы со злом репрезентована в фольклорном концепте ведьмака - колдуна-мужчины. В белорусской деревне к ведьмакам обычно относили тех, кто был зажиточнее других крестьян, у кого был лучше урожай, розовее свиньи и толще коровы. Считалось, что процветание такого хозяйства обеспечено не честным трудом, а злокозненным магическим обрядом, называющимся заломом . Залом - узелок, связка или просто несколько преломленных стеблей, обнаруженных на поле, засеянном зерновыми. Человек, поставивший залом, аккумулирует везение, урожайность и здоровье хозяев поля. Мистические ритуалы борьбы с ведьмаками в Беларуси сводились к тому, что мужчины, которых особенно беспокоил уровень благосостояния злодея, собирались на его подворье с дрынами и колодами и били его до тех пор, пока из него не выходила вся нечистая сила. Так на повседневном уровне происходило единение магического и физического начал.

Одной из наиболее мерзких «пачвар» белорусской мифологии, безусловно, являетсяхихитун . Эта тварь, ареалом обитания которой является Мядельщина, ходила за спиной человека и хихикала каждый раз, когда с ним случалась неприятность. Если резко обернуться, можно увидеть хихитуна. Он похож на обезьянку с маленькими рожками на лбу. По всей видимости, хихитун пришел в Беларусь с Запада, т.к. уровень его IQ крайне низок. Глупая тварь хихикает не тогда, когда горе уже случилось, а за секунду до этого. А потому мудрый мядельчанин, услышав этот смех, может предотвратить беду. С хихитуном лучше не бороться и относиться к нему примерно как к автономному пожарному извещателю, предупреждающему о приближающемся «ахтунге».

Идею несанкционированного сексуального домогательства в культуре презентует тварь, которую зовут баламутень . О нем любят рассказывать девушки Вилейского района. Спросишь такую о личной жизни - она опустит голову и как начнет рассказывать… В повседневной жизни баламутень отвратителен: «Твар такi азызлы, гусiная скура, тоненькiя и крывенькiя ножкi, вялiзны жывот». Но стоит ему увидеть деву, как он превращается в высокого стройного юношу. Чаще всего его атакам подвергаются дамы, стирающие белье в реке. Баламутень забирает у бедняжки белье и несет на другой берег, где цепляет за корягу. Пока бедняжка плывет к своему белью, баламутень с ней знакомится, предлагает сходить к нему домой, посушить белье. «Тая паслухмяна iдзе за iм», - сухо описывает приближающуюся трагедию словарь «Белорусская мифология». В обмен на разбитое сердце баламутень дарует барышне способность не тонуть. С одной стороны, конечно, полезно, с другой - фиг утопишься с горя…

Апивень является мифологическим объяснением извечной тяги человека к спиртному. Это существо заставляет малопьющих напиваться и иногда подмешивает в стакан специальное зелье, усугубляющее действие алкоголя. Если после вечеринки вы проснулись под столом и почему-то с разбитым лицом, уверенно говорите всем: это апивень попутал. Бороться с апивнем просто: обильная мясная закуска и никакого пива после водки.

Идею внезапного и неотвратимого наказания за административные правонарушения воплощает в мифологии «пачвара» под названиемхапун . Непослушных подростков хапун сажает в торбу и везет в камеру-одиночку в болоте под корчом. Там он их допрашивает, составляет протокол и наказывает - сечет крапивой. Бежать от хапуна невозможно. Захваченные им дети, вырастая, сами становятся хапунами.

Бадюля , архаичное божество гастарбайтеров, заставляет человека покидать насиженное место и искать лучшей доли. Чтобы прогнать ее, нужно вымыть дом и грязь из ведра вылить на восток. Если все сделать правильно, можно увидеть, как бадюля убегает прочь, с перепугу забыв скрыть свою внешность - немолодой женщины с огромными, достающими до живота грудями.

Если представитель рекрутингового агентства, предлагающего вам высокооплачиваемую работу на чужбине, - немолодая, грудастая женщина, задумайтесь: может, никакая она не менеджер, а самая что ни на есть бадюля. А потому, если вам хочется денег, пойдите лучше на рынок, купите себе черного петуха и экспериментируйте в выращивании цмока. А если сосед вдруг начнет жить лучше вас, вы знаете, что делать…
Добавить комментарий
Проверочный код