Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№43 (562) 30 октября 2006 г. Экономика

Дальше дорога - длиннее рубль

30.10.2006
Беларусь и Латвия померялись преимуществами

Ольга МИКША

В ходе работы II Белорусско-латвийского финансово-инвестиционного форума Беларусь получила ряд предложений по сотрудничеству в области транзита.

Мы стремимся к тому, чтобы сформировать благоприятную среду для бизнесменов, и с большим вниманием относимся к предложениям, вносимым деловыми кругами» , - заявил после открытия форума министр экономики РБ Николай Зайченко. По его мнению, в 2006г. Беларусь и Латвия смогут приблизиться к уровню взаимного товарооборота в $500 млн. Госсекретарь министерства экономики Латвии Каспарс Герхардс также полагает, что Беларусь могла бы на порядок больше, чем сейчас, использовать возможности Латвии для продвижения собственных товаров на рынки ЕС.

СПРАВКА «БелГазеты». С 2003г. по I полугодие 2006г. латвийские инвестиции в белорусскую экономику составили $230 млн. В 2005г. инвестиции составили $123 млн., а по итогам 8 месяцев 2006г. - $40 млн., что на 36% больше по сравнению с аналогичным периодом 2005г. Ежегодно транзитом через Латвию проходит до 50% объема белорусского экспорта за пределы СНГ. Беларусь обеспечивает 25% грузооборота морских портов Латвии, 36% - грузооборота латвийских железных дорог.

Однако посол Латвии в Беларуси Майра Мора отметила, что особенности инвестиционного климата Беларуси таковы, что латвийские бизнесмены чаще отдают предпочтение России и Украине: в Беларуси высокие административные барьеры, большая стоимость регистрации предприятий, сложность в их открытии и закрытии, частые изменения в законодательстве республики и проверки. Негативное отношение со стороны бизнеса вызывают неофициальные платежи и пожертвования, другие формы внебюджетного финансирования объектов социальной инфраструктуры: «Создаются барьеры в дальнейших действиях, в худшем случае - присоединяют колхоз или детский сад». Посол напомнила, что, по оценке Всемирного банка, Беларусь занимает 106-е место среди 155 стран по условиям ведения бизнеса, и заявила, что РБ «надо помочь подняться с этого места».

Как сообщил директор департамента транзитной политики Министерства сообщения Латвии Андрис Малдупс, одним из важнейших направлений достижения экономического роста является развитие транзитных перевозок через латвийские порты: «Всем известны старания России в переориентировании грузов в свои порты, и в данных обстоятельствах необходимо сотрудничать с Беларусью».

Малдупс напомнил, что до 2017г. ЕС разрешил функционирование особых экономических зон в Латвии. В условиях таких зон работают все латвийские порты, что позволяет им пользоваться значительными льготами по налогообложению. Кроме того, в Латвии развитие транспортной инфраструктуры ведется в т.ч. за счет Евросоюза. По условиям финансирования этими средствами могут воспользоваться и белорусские субъекты хозяйствования в случае регистрации СП в латвийских свободных зонах. По словам председателя правления компании «Белнефтехим-Балтик» Владимира Демидова, белорусской стороне уже поступил ряд таких предложений, однако эти проекты недостаточно просчитаны с точки зрения распределения прибыли между сторонами, окупаемости и возврата кредитов.

При этом белорусская сторона не преминула напомнить Латвии о конкуренте - литовском порте Клайпеда. Вентспилс удобнее и мощнее, но более привлекательный тариф Литвы является сильным аргументом в торге за грузооборот. «Странно, что через Клайпеду сегодня переваливать дешевле, ведь «Калия Паркс» в Вентспилсе имеет в 2 раза больше мощностей, и Вентспилсский порт удобнее», - заявил Демидов, подчеркнув, что «это нужно откорректировать».

Николай Зайченко отметил, что традиционные вопросы транспорта и транзита «очень чувствительны для обеих сторон, поскольку Латвия сегодня для нас основной транзитный коридор для выхода в Балтику». Здесь «есть проблемы, мы их обозначили и будем продвигаться по пути их решения, чтобы сохранить конкурентоспособность латвийских портов, и в первую очередь порта Вентспилс».

Беларусь уже сейчас изучает возможность создания собственной сети опорных пунктов экспорта товаров и не исключает, что белорусский транзит в Латвии будут обслуживать стивидорные и экспедиторские компании исключительно с белорусским капиталом. Как сообщила в недавнем интервью газете «Бизнес& Балтия» советник посольства Беларуси в Латвии по вопросам торгово-экономического сотрудничества Вера Скворцова, президент РБ поставил перед ключевыми экспортерами задачу к 2007г. создать свои объекты товаропроводящей сети. С учетом объемов белорусского экспорта через Латвию логично было бы создать сеть в латвийской припортовой зоне. «У нас уже есть неплохой опыт совместных предприятий в нефтехимической отрасли. Но, к сожалению, при создании за рубежом предприятий с таким смешанным капиталом никто не дает гарантий, что мы не окажемся заложниками политических решений», - считает Скворцова. По ее словам, одним из основных аргументов для выбора направления транзита станет условие равного доступа белорусских партнеров к организации перевозок через морские порты.

Латвийская сторона предлагает смотреть на возможности транзита еще шире. Советник министра сообщений Латвии Янис Круманьш рассказал, что экспорт Китая в ЕС представляет собой ежегодные 8 млн. контейнеров на $250 млрд., при этом обратно загруженными идут только 4 млн. контейнеров: «Транзитные возможности Латвии и Беларуси еще не использованы полностью, особенно Беларуси как восточной границы Евросоюза и открытой границы с Россией».
Добавить комментарий
Проверочный код