Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№43 (562) 30 октября 2006 г. Экономика

Николай Баштовой: «Форс-мажор в мировом масштабе»

30.10.2006
 

Ольга МИКША

Долгие переговоры с китайцами вынудили простаивать не только «Беларуськалий», но и его давнего партнера - вентспилсский терминал «Калия Паркс», который в прошлом году перегрузил половину экспортных поставок комбината. О том, с какими результатами стивидорная компания подойдет к концу года, и о планах дальнейшего сотрудничества с Беларусью корреспонденту «БелГазеты» рассказал председатель правления АО «Калия Паркс» Николай БАШТОВОЙ.

- Калия Паркс» может чем-то заменить белорусский калий?

- Не может, в том-то и дело. Очень долго стояли, зарплаты у рабочих упали. Мы переживали очень сильно, материально и душевно. Но надеемся, что все восстановится.

- Даже после восстановления поставок годовой объем перевалки не будет таким, как планировался?

- То, что год провальный, понятно: в этом году объем поставок не восстановится. Мы планировали перевалить белорусский калий в объеме 3,5 млн. т, а выйдем примерно на 2,5-2,6 млн. Год потерян для нас, но для «Беларуськалия» он еще тяжелее.

- В этом году калийный рынок лихорадило. Наверное, «Беларуськалию» непросто будет выйти на прежние объемы продаж?

- Важно, как сработает главный трейдер. Пока продавец гарантирует, что реализует весь экспортный потенциал «Беларуськалия». Сейчас мы начинаем переговоры о поставках на следующий год, но это еще предварительные переговоры. Контракты начинают подписывать за месяц до конца года, этим занимаются продавцы. А мы со своей стороны начинаем зондировать почву.

- Если поставщик не выполнил условия, могут быть введены определенные санкции. Вы будете выставлять претензии «Беларуськалию»?

- Об этом не может быть и речи. У нас долгосрочные отношения. Мы не говорим и о прямых убытках - это недополученная выгода. Это форс-мажор в мировом масштабе торговли калийными удобрениями.

- Некоторое время назад серьезно обсуждался вариант создания на базе «Калия Паркс» белорусского терминала по перевалке удобрений с безвозмездной передачей части портовой инфраструктуры. В каком состоянии проект сейчас?

- Это предложение было внесено более полутора лет назад. Сегодня оно по-прежнему актуально. Однако сегодня оно исходит не от LSF holding, как раньше, а непосредственно от «Калия Паркс». Контрольный пакет остается у белорусской стороны. Сейчас мы должны получить от нее окончательное согласие - идем мы на этот проект или замораживаем его. Нам никто не говорит, что проект неинтересен, но время его реализации пока рассматривается.

- Периодически Беларусь напоминает Латвии, что транспортировка удобрений до Вентспилса обходится дороже, чем в Клайпеду. Насколько обоснованы эти претензии?

- Латвийское направление дороже Клайпеды на $1 за т. Но возможности Вентспилса по сервису значительно больше - у нас два терминала, большие объемы перевалки, возможности хранения четырех сортов удобрений. Кроме того, разница складывается из транзита по Белорусской железной дороге. Проблема в том, что БЖД везет в латвийском направлении объем удобрений в 3,5 млн. т и поднимает цену, чтобы больше заработать. В направлении Вентспилса БЖД существенно поднимает цену, а в других направлениях - незначительно. Но ведь эти деньги остаются в Беларуси, и белорусское правительство определяет, как их получить - или налогами с производителя удобрений, или платежами с железной дороги.

- Вы планируете представить новые предложения по перевалке калия?

- У нас не будет никаких новых предложений, мы нормально сотрудничали с 70-х гг., думаю, что так будет и дальше. Возможно, нам надо говорить более откровенно, а не так, как прозвучало на форуме: мол, Вентспилс плохой. Если говорить, что Вентспилс дорогой, надо объяснить почему. Я вам объяснил.

- Больше года дискутируется проект по строительству калийного терминала в Калининграде с объемом перевалки белорусских удобрений 1 млн. т. Насколько он осуществим?

- Богатый может позволить себе все. Можно вывести на рынок что-то искусственно созданное, но все встанет на свои места уже после трех месяцев работы.

- Россия намеревается перевести свои грузы на собственные порты. Вы уже почувствовали отток российских грузов?

- Конечно. Тарифы, которые устанавливает Россия в направлении своих портов, более льготные, чем те, которые действуют в отношении зарубежных. Политика российской стороны понятна, но нам тяжело.

- Вас не беспокоит грядущее вступление России в ВТО?

- Мы очень приветствуем вступление в ВТО России и Беларуси. Тогда все железнодорожные тарифы станут единой системой.
Добавить комментарий
Проверочный код