Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№41 (560) 16 октября 2006 г. Тема недели

Европа опять воздержалась

16.10.2006
от санкций

Виктор МАРТИНОВИЧ

12 октября Совет Евросоюза должен был исключить Беларусь из генеральной системы преференций за несоблюдение прав профсоюзов. В этом случае ежегодные экономические потери республики составили бы 250 млн. евро. Однако в повестке дня заседания постоянных представителей стран-членов ЕС этот вопрос так и не появился. Официальная причина: ЕС надеется, что «Минск пойдет на некоторые уступки в отношении прав профсоюзов на предстоящей встрече с представителями МОТ». Неофициальная: транзитный газ и продукты нефтепереработки для европейцев куда важнее, чем какие-то там нарушения в какой-то там Беларуси.

Вопрос об отмене торговых преференций появился в европейской повестке дня в 2004г. После ряда чисток в белорусской профсоюзной среде четырнадцать делегатов Международной организации труда (МОТ) представили жалобу на несоблюдение белорусскими властями ряда конвенций, касающихся свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров.

Рассмотрев жалобу, административный совет МОТ сформировал комиссию по расследованию этих нарушений. Летом 2005г. комиссия сформулировала двенадцать рекомендаций по изменению ситуации в Беларуси. Их смысл сводился к изменениям декрета N2 «О некоторых мерах по регулированию деятельности политических партий, профсоюзов, других общественных объединений», введению заявительного принципа регистрации профсоюзов, упрощению использования иностранной безвозмездной помощи, либерализации законодательства о митингах и шествиях. На выполнение этих условий белорусской стороне отпустили 14 месяцев. Если за это время они не будут выполнены, ЕС пообещал отменить торговые преференции, заключающиеся в сниженных на 10% таможенных пошлинах.

Отпущенный срок истекал в октябре. На 12-е было назначено заседание Совета ЕС, который должен был ввести санкции. В условиях этого ультиматума белорусские власти повели себя традиционно несгибаемо: естественно, никто не стал ни отменять законодательство о митингах и шествиях, ни упрощать порядок использования иностранной безвозмездной помощи, ни вновь открывать ликвидированные первички независимых профсоюзов. Реагирование на угрозы МОТ было сугубо декоративным.

9 октября президент подписал указ, упраздняющий Республиканскую комиссию по регистрации общественных объединений, - жест, безусловно, красивый и убедительный, но только если забыть о его мотивах. Объяснятся этот шаг не заботой о правах профсоюзов, с которыми в сильной и процветающей Беларуси и так все в порядке.

Второй «пряник» для МОТ, воспринятый либеральными журналистами и профсоюзными деятелями как признак того, что власть пошла кому-то на уступки, - то, что 9 октября глава государства «согласовал концепцию проекта «Закона о профсоюзах», который может существенно упростить порядок их регистрации ». Именно так: не подписал уже принятый закон, не издал декрет, а «согласовал концепцию». «Это существенный шаг вперед, - заявил по этому поводу председатель БКДП Александр Ярошук. -Этим самым отменяется разрешительный принцип деятельности профсоюзов и вводится заявительный».

Восторг ярого борца за права профсоюзов явно неуместен. В утвержденном президентом документе могло быть даже заявление о том, что президента Беларуси избирают на своем пленуме члены БКДП. Все равно такой обязательной к исполнению юридической нормы, как «согласованная концепция законодательного акта», в Беларуси нет. Это черновик, которым могут руководствоваться разработчики, создавая к 2020г. обновленный закон о тред-юнионах. А могут и не руководствоваться, признав, что не нужен Беларуси такой закон. Проект поправок в регламент ПП НС, махая которыми перед носом Европы в 2000г. Беларусь пыталась восстановить свое членство в международных парламентских структурах, до сих пор не принят. И ничего.

Еще одна красивая комбинация была разыграна с переговорщиками по МОТ. Зная, что роковое заседание назначено на 12 октября, официальная делегация собирается отбыть в Женеву, на встречу с руководством МОТ, 19 октября. Таким образом, в аргумент в пользу готовности официального Минска улучшать ситуацию с профсоюзами были превращены не конкретные гарантии, озвучиваемые переговорщиками, а сам факт готовности к встрече, которая должна произойти уже после рассмотрения европейцами вопроса о санкциях.

Когда задача состоит в том, чтобы под любым предлогом сохранить торговлю с Беларусью, оставить рынок открытым для потенциальных инвесторов, строителей свинокомплексов и пивных королей, даже изменение порядка регистрации и утверждение какого-то непонятного черновика может быть интерпретировано как долгожданное торжество демократии.

Не стоит думать, что Беларусь не нужна Европе. Она ей нужна, но не как демократическое государство, где соблюдают права человека, а как рынок, где уважают права инвестора. И чем больше белорусские власти будут делать вид, что создают здесь благоприятный инвестиционный климат, тем тише будет звучать критика в несоблюдении прав человека, тем реже станут вспоминать о том, как прошли мартовские выборы и что случилось с теми, кто протестовал против их итогов.
Добавить комментарий
Проверочный код