Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№41 (560) 16 октября 2006 г. Тема недели

Европа опять воздержалась

16.10.2006
от санкций

Виктор МАРТИНОВИЧ

12 октября Совет Евросоюза должен был исключить Беларусь из генеральной системы преференций за несоблюдение прав профсоюзов. В этом случае ежегодные экономические потери республики составили бы 250 млн. евро. Однако в повестке дня заседания постоянных представителей стран-членов ЕС этот вопрос так и не появился. Официальная причина: ЕС надеется, что «Минск пойдет на некоторые уступки в отношении прав профсоюзов на предстоящей встрече с представителями МОТ». Неофициальная: транзитный газ и продукты нефтепереработки для европейцев куда важнее, чем какие-то там нарушения в какой-то там Беларуси.

Вопрос об отмене торговых преференций появился в европейской повестке дня в 2004г. После ряда чисток в белорусской профсоюзной среде четырнадцать делегатов Международной организации труда (МОТ) представили жалобу на несоблюдение белорусскими властями ряда конвенций, касающихся свободы объединений и права на ведение коллективных переговоров.

Рассмотрев жалобу, административный совет МОТ сформировал комиссию по расследованию этих нарушений. Летом 2005г. комиссия сформулировала двенадцать рекомендаций по изменению ситуации в Беларуси. Их смысл сводился к изменениям декрета N2 «О некоторых мерах по регулированию деятельности политических партий, профсоюзов, других общественных объединений», введению заявительного принципа регистрации профсоюзов, упрощению использования иностранной безвозмездной помощи, либерализации законодательства о митингах и шествиях. На выполнение этих условий белорусской стороне отпустили 14 месяцев. Если за это время они не будут выполнены, ЕС пообещал отменить торговые преференции, заключающиеся в сниженных на 10% таможенных пошлинах.

Отпущенный срок истекал в октябре. На 12-е было назначено заседание Совета ЕС, который должен был ввести санкции. В условиях этого ультиматума белорусские власти повели себя традиционно несгибаемо: естественно, никто не стал ни отменять законодательство о митингах и шествиях, ни упрощать порядок использования иностранной безвозмездной помощи, ни вновь открывать ликвидированные первички независимых профсоюзов. Реагирование на угрозы МОТ было сугубо декоративным.

9 октября президент подписал указ, упраздняющий Республиканскую комиссию по регистрации общественных объединений, - жест, безусловно, красивый и убедительный, но только если забыть о его мотивах. Объяснятся этот шаг не заботой о правах профсоюзов, с которыми в сильной и процветающей Беларуси и так все в порядке.

Второй «пряник» для МОТ, воспринятый либеральными журналистами и профсоюзными деятелями как признак того, что власть пошла кому-то на уступки, - то, что 9 октября глава государства «согласовал концепцию проекта «Закона о профсоюзах», который может существенно упростить порядок их регистрации ». Именно так: не подписал уже принятый закон, не издал декрет, а «согласовал концепцию». «Это существенный шаг вперед, - заявил по этому поводу председатель БКДП Александр Ярошук. -Этим самым отменяется разрешительный принцип деятельности профсоюзов и вводится заявительный».

Восторг ярого борца за права профсоюзов явно неуместен. В утвержденном президентом документе могло быть даже заявление о том, что президента Беларуси избирают на своем пленуме члены БКДП. Все равно такой обязательной к исполнению юридической нормы, как «согласованная концепция законодательного акта», в Беларуси нет. Это черновик, которым могут руководствоваться разработчики, создавая к 2020г. обновленный закон о тред-юнионах. А могут и не руководствоваться, признав, что не нужен Беларуси такой закон. Проект поправок в регламент ПП НС, махая которыми перед носом Европы в 2000г. Беларусь пыталась восстановить свое членство в международных парламентских структурах, до сих пор не принят. И ничего.

Еще одна красивая комбинация была разыграна с переговорщиками по МОТ. Зная, что роковое заседание назначено на 12 октября, официальная делегация собирается отбыть в Женеву, на встречу с руководством МОТ, 19 октября. Таким образом, в аргумент в пользу готовности официального Минска улучшать ситуацию с профсоюзами были превращены не конкретные гарантии, озвучиваемые переговорщиками, а сам факт готовности к встрече, которая должна произойти уже после рассмотрения европейцами вопроса о санкциях.

Когда задача состоит в том, чтобы под любым предлогом сохранить торговлю с Беларусью, оставить рынок открытым для потенциальных инвесторов, строителей свинокомплексов и пивных королей, даже изменение порядка регистрации и утверждение какого-то непонятного черновика может быть интерпретировано как долгожданное торжество демократии.

Не стоит думать, что Беларусь не нужна Европе. Она ей нужна, но не как демократическое государство, где соблюдают права человека, а как рынок, где уважают права инвестора. И чем больше белорусские власти будут делать вид, что создают здесь благоприятный инвестиционный климат, тем тише будет звучать критика в несоблюдении прав человека, тем реже станут вспоминать о том, как прошли мартовские выборы и что случилось с теми, кто протестовал против их итогов.
Добавить комментарий
Проверочный код