Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№41 (560) 16 октября 2006 г. События. Оценки

Дефективная «Дружба»

16.10.2006
Вентиль уже поворачивается

Сергей ЖБАНОВ

Уровень давления в трубах магистральных нефте- и газопроводов - универсальный показатель. Только простой инженер рассматривает его как технологический индикатор надежности трубы. Финансовые аналитики смотрят шире, расценивая зафиксированное снижение напора на белорусском направлении нефтепровода «Дружба» как сигнал к началу активной фазы в российско-белорусских энергетических переговорах.

Агентство нефтяной информации (АНИ) распространило заявление вице-президента АК «Транснефть» Сергея Григорьева о том, что Ростехнадзор выдал предписание транспортной монополии снизить давление в нефтепроводе «Дружба» на белорусском направлении «в связи с продолжением обследования дефектов, выявленных в результате аварии». Прямым следствием этого решения станет сокращение поставок нефти на белорусские НПЗ в октябре-ноябре с 4 млн. до 3 млн. т. Таким образом, Беларусь станет второй (после Литвы) страной, которая пострадает из-за аварии, произошедшей 29 июля на участке Унеча-Полоцк-1 нефтепровода «Дружба».

Но если белорусские проблемы, выразившиеся в частичном сокращении поставок нефти, начались только осенью, то Литва уже с июля не получает российскую нефть, и «Транснефть» не обещает восстановление поставок раньше марта. Поэтому литовская сторона сразу разглядела политическую подоплеку в прекращении снабжения завода Mazeikiu nafta, который был продан не россиянам, а польской компании PKN Orlen. Зато представители «Белнефтехима» не спешат комментировать ситуацию в СМИ, предпочитая решать проблему в рабочем порядке. За них это делают российские аналитики.

Например, аналитик «Альфа-банка» Константин Батунин назвал российскому изданию «КоммерсантЪ» реальной причиной сокращения поставок нефти на белорусские НПЗ торг, связанный с обсуждением «цен российского газа для Беларуси и возможности показать силу перед готовящейся приватизацией «Белтрансгаза», оценка которого уже началась». Так это или нет, сказать определенно нельзя. Но уже на следующий день вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, сославшись на некие технические проблемы в передаче информации, сообщил АНИ, что «компания самостоятельно приняла решение о снижении прокачки по нефтепроводу Унеча-Мозырь, а не по предписанию Ростехнадзора». И то верно, зачем Ростехнадзору вмешиваться в организацию обследования технического состояния «Дружбы»? Ведь только политически мотивированные предписания поступают сверху, а о неудовлетворительном техническом состоянии нефтепровода лучше всего известно персоналу, обслуживающему трубу.

К тому же, никто не отменял майского распоряжения российского президента Владимира Путина о ликвидации всех форм дотирования белорусской экономики. И во исполнение данного указания Минэкономразвития РФ (МЭРТ) разработало и направило в Беларусь официальный проект соглашения о разделе белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты. И факт его получения подтвердил «Интерфаксу» некий источник в белорусском Минфине.

Вполне естественно, что Минск не обрадовало предложение отдать в Москву 85% собираемых пошлин от экспорта нефтепродуктов. Представитель белорусского правительства прямо заявил, что «мы в принципе не готовы отдавать России часть экспортных пошлин на нефтепродукты, у России нет на них никаких прав». Видимо, ст.4 соглашения о Таможенном союзе от 30 ноября 1995г., фиксирующая эти права, здесь ни при чем. Позиция белорусской стороны основана на том, что «беспошлинные поставки нефти Россия осуществляет в соответствии с соглашением о свободной торговле внутри СНГ, в т.ч. в страны ЕврАзЭС и ЕЭП». Поэтому в Минске убеждены, что российский взгляд на проблему не оправдан экономически, и будут твердо отстаивать свою точку зрения.

Столь непримиримая позиция сторон может затянуть дискуссию и увеличить размер убытков как белорусских НПЗ, так и российских поставщиков нефти. Первые, как известно, зарабатывают почти $3,5 млрд. в год, получая нефть по ценам на 45% ниже мировых. Российские нефтяные компании тоже не получат свои $2,2 млрд. годового дохода, формирующегося за счет продажи нефти белорусским НПЗ по ценам, которые выше внутрироссийских на 50%. Но даже эти убытки могут показаться мелочью, если противостояние в белорусско-российских отношениях выйдет за рамки нефтегазового поля.

Между тем новые доказательства свидетельствуют о том, что союзное государство переживает полноценный кризис. Депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть на заседании постоянно действующего семинара для депутатов парламентского собрания союзного государства РБ и РФ предал огласке направленное еще летом секретное письмо замминистра МЭРТ Андрея Шаронова руководителям российских регионов с предписанием ограничить импорт белорусских товаров в связи с дискриминацией российских товаров на рынке Беларуси.

Раскрывая содержание письма, коммунисты почему-то назвали замглавы МЭРТ Сергеем, что снижает доверие к представленной на сайте российской компартии информации. Человек по имени Сергей Шаронов в руководстве МЭРТ не числится, а Андрей Шаронов находился в командировке и не мог прокомментировать распространенную информацию. Тем не менее участники семинара не только приняли к сведению эту информацию, но и направили руководству двух государств итоговые документы, в которых выражают тревогу за состояние экономической интеграции двух стран.

Очевидно другое - противоречия в российско-белорусских отношениях приобретают все более непримиримый характер. И вряд ли фракции российских коммунистов в Госдуме, выражающей взгляды, близкие официальному Минску, но не имеющей возможности влиять на принимаемые в Москве экономические решения, удастся их сгладить.
Добавить комментарий
Проверочный код