Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№41 (560) 16 октября 2006 г. Радости жизни

Попс-культура

16.10.2006
«Это люди, которых выдернули из конца 80-х»

Антон КАШЛИКОВ

Сколько замечательных людей подарила миру могилевская земля! Даже обидно порой становится, что не всех общественность знает поименно. Но вот белорус с российским паспортом Владимир Козлов своего могилевского прошлого совсем не скрывает. Наоборот, активно его описывает.

Его трилогия о взрослении паренька с могилевских окраин, выпущенная в 2002-04гг. одним московским издательством, стала событием в литературном мире: не все же читать искусственно созданные проекты писателей-однодневок. А впечатлительные белорусы, узнавшие в героях трилогии себя, в интернет-форумах дружно прослезились и назвали Козлова «певцом нашего поколения». Этой осенью у писателя выходит новый роман. О понятии «попс» в политике и о том, почему минчане не читают в метро, с писателем Владимиром КОЗЛОВЫМ говорил корреспондент «БелГазеты».

- Название вашей новой книги - «Попс». Это намек на песню «Гражданской обороны»?

- Да, это слово из песен «Гражданской обороны». Но для меня оно имеет более широкое значение. Этой книгой я хотел показать весь попс в политике, в культуре, в быту. Это, например, все элементы потребительского общества, которые активно вбиваются в мозги и поддерживаются рекламой, достаточно тупой и грубой, но навязчивой и действующей. Попс в политике - это введение избирателей в заблуждение, навязывание идей, мнений. Попс в культуре - это вся эстрада, киноблокбастеры, у которых рекламный бюджет обычно больше, чем бюджет на съемку. И только благодаря активному PR люди смотрят эти фильмы.

Эта книга о современности, действие происходит в Москве, и написана она от имени героя, который намного младше меня. Герою чуть за 20, и это своего рода эксперимент, потому что мне хотелось посмотреть на мир глазами этого человека. До конца осени книга выйдет в петербургском издательстве «Амфора».

- Вы как-то жаловались, что после написания книги до ее появления на полках магазинов проходит очень много времени. В чем причина нерасторопности издателей?

- Сейчас в издательства приходит очень большое количество рукописей. У меня был курьез с одним из крупных издательств, куда я отправил текст книги «Плацкарт». Прошло много времени, я уже давно заключил договор с другим издательством, и эта книга там уже вышла. Для интереса я позвонил в первое, поинтересовался, как там моя книга. Мне ответили: она еще находится «на стадии рассмотрения».

- Вы обеспечиваете себя писательством? Этого хватает на жизнь?

- Нет, ни в коем случае не хватает и не может хватать. Я никогда на это не рассчитывал. Я занимаюсь журналистикой (пишу для англоязычных московских изданий), есть проекты в документальном и художественном кино, которые я пытаюсь осуществить. А писательство я никогда не рассматривал как источник заработка. То, что я пишу, - это некоммерческий уровень с не очень большими тиражами.

- Ваши книги можно закачать на мобильники, вы сами делаете аудиоверсии своих книг. А у бумажной литературы есть будущее?

- Будущее есть, но доля других носителей будет расти. Молодежь предпочитает послушать аудиоверсию или скачать текст на свой мобильник. Издатели понимают, что скоро книги будут распространяться как мобильный контент. Кроме того, я думаю, что электронных книг станет больше, издательства скоро захватят этот рынок. Еще год-два и они поймут: на этом можно зарабатывать, и, думаю, будет трудно найти какую-нибудь книгу в Интернете. По крайней мере, ту, на которую у кого-то есть права.

- А вы все-таки модный писатель?

- Нет. Такой термин по отношению к себе мне даже не хочется слышать. У меня еще сохранились андеграундные идеалы, и мне лучше писать книгу, которую прочтет тысяча человек, но они в нее врубятся, чем ту, которую прочтет несколько десятков тысяч «левых» людей.

- Белорусские литераторы иногда любят поспорить о том, может ли считаться белорусским писателем человек, который живет в Беларуси, пишет о Беларуси, но делает это на русском языке…

- У меня такая позиция: независимо от того, где живет человек, в Германии, Америке или Беларуси, если он пишет на русском языке, то он русский писатель. Не российский, а именно русский, от языка. Поэтому, конечно, я русский писатель.

- Вы знаете кого-то из современных белорусских авторов? Вот шансонье Виктор Калина выпустил книгу «Генералы дворов»…

- К сожалению, я не читал этой замечательной вещи. Когда я бываю в Беларуси, захожу в книжные магазины, но современной белорусской литературы, в моем понимании, там не наблюдается. Вижу попытки делать массовые жанры, какие-то мелодрамы, детективы. Но что-то действительно интересное, современное, редко попадается.

- Вы часто бываете в Беларуси?

- В Минске я не был уже года три. И хотя отношения со многими людьми уже оборвались, воспоминания о времени, когда я учился в Минске, и о самом Минске того времени - очень живые и яркие. Но в Могилеве живет моя мама, и я к ней приезжаю раз в несколько месяцев.

- Что изменилось в Беларуси с того времени, которое вы описывали в романе «Варшава» (1992-93гг.)?

- Тогда казалось, что все рушится, но в то же время открываются перспективы и появляется куча новых возможностей. На смену этому пришло ощущение такой вот стабильности, одинаковости всего происходящего. Два, три, четыре года проходят, и ничего не меняется. Скучно. Я воспринимаю это как застой. Я бываю в том районе, который когда-то описывал. Мама живет там до сих пор. Внешне все выглядит более прилично, трава подстрижена, в отличие, скажем, от российских городов. Но выражения лиц у людей, манера разговаривать, образ мышления, отношение к каким-то вещам совершенно не изменились. И мне даже порой кажется, что это люди, которых просто выдернули из конца 80-х, только лишь они чуть по-другому одеты, и все.

- Почему в Беларуси нет модной литературы и писательской субкультуры? Почему люди почти не читают в метро?

- Наверное, дело все-таки в рекламе. В Москве очень много агрессивной рекламы книг, это поставлено на поток, здесь литература - это бизнес. И людей приучили к тому, что нужно читать все эти модные новинки. Ну и в Минске, может, не такие большие расстояния между станциями. Хотя когда я жил в Минске, всегда читал в метро.

СПРАВКА «БелГазеты». Владимир Козлов родился в 1972г. в Могилеве. Окончил Минский лингвистический университет и Школу журналистики университета штата Индиана (США). С 2000г. живет в Москве. Работал журналистом, редактором, переводчиком, соавтор сценария фильма «Игры мотыльков» (2004г., режиссер Андрей Прошкин). В издательстве Ad Marginem выпущены сборник рассказов «Гопники» (2002), романы «Школа» (2003) и «Варшава» (2004). В 2006г. вышел роман «Плацкарт».
Добавить комментарий
Проверочный код