Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (558) 02 октября 2006 г. Тет-а-тет

Виктор Осипович: «В молодых умах все упирается в бизнес и фитнес»

02.10.2006
Тет-а-тет

Кирилл ЖИВОЛОВИЧ

Старший преподаватель кафедры иностранных языков одного из негосударственных вузов Виктор Осипович признается: «Если бы лет 12 назад кто-то сказал, что я буду преподавателем, я бы в это не поверил». Считает, что «есть три категории студентов: первые ходят за тобой и все впитывают, для других хоть ты телесные наказания за неуспеваемость введи, все равно ничему не научатся, а третьи все и всегда превращают в смех». Его удивляет, «когда в аудитории сидят 14 человек, и все возятся со своими мобильными телефонами. Что они там ищут? Чем они занимаются? Это же телефон! Нужно - разговаривай, не нужно - держи его в кармане!» Говорит, «когда студенты спрашивают, как побыстрее выучить английский язык, я им честно говорю: езжайте в Англию, а еще лучше в Ирландию, потеряйте там все свои документы и деньги, после чего заговорите так, как не говорил еще ни один англичанин».

О ХАМСТВЕ И ЛИЦЕМЕРИИ

«В пединститут я поступил в период перестройки, а в 1996г. случайно увидел объявление о наборе преподавателей. Диплом у меня был, меня взяли на работу, где и тружусь уже 11 лет, - вспоминает преподаватель. - В мое время студенты были другими. Мы не позволяли себе хамства, которого так много у сегодняшней молодежи. И мы, наверное, не были такими лицемерами. Еще мне кажется, что мое поколение не было таким инфантильным и было более целеустремленным. А может, просто время меняется? Я, допустим, как переводчик гораздо лучше, нежели как преподаватель. Но не могу позволить себе по статусу браться, как студент иняза, за перевод, который оплачивается из расчета 50 центов за лист. Не возьмусь, даже если мне дико будут нужны деньги: не хочу девальвировать свою профессию. В середине 90-х я мог зарабатывать переводчиком гораздо больше. Я мог лежать дома, а мне звонили и говорили, что требуются мои услуги. У меня этому простое объяснение: в то время был хотя бы какой-то бизнес, а сегодня и такого уже нет. Сейчас бизнес либо очень малый, либо очень большой. В первом случае для перевода подходят студенты иняза, а во втором переводчик - это секретарь-референт, желательно девушка с правильными формами, со знанием трех языков, умением заваривать кофе и другими способностями».

О СЕКРЕТАХ И УМАХ

Осипович делится секретами профмастерства: «Задача преподавателя и учителя - тоненько подвести человека к тому состоянию, когда он начнет задавать вопросы. Если студент вопросов не задает, то либо он уже все знает, либо думает, что все знает, либо просто не хочет учиться. Людей из третьей категории все больше и больше. Большинство студентов элементарно разбаловано. Они приходят с пустыми глазами, с шутками на уровне штампов. Не скажу, что все такие, но абсолютно точно, что такого рода молодых людей с каждым годом все больше. Заходишь в аудиторию и видишь: этот от армии косит, а вот за эту родители «поступили». Приходят и представители «золотой молодежи». У них мамы с папами просто ждут, когда их чадо получит диплом. Таким ничего в вузе и не надо, они ведь думают, что потом мама-папа все сделают, все оформят, устроят на работу. Где-то к третьему курсу некоторые из таких студентов просыпаются - понимают, что три года прошло, а как был дуб дубом, так им и остался».

«Абсолютное большинство нынешних студентов думает исключительно о материальных ценностях и о развлечениях. Это дело молодое, но происходит какое-то странное обуржуивание общества. В молодых умах все упирается в бизнес и фитнес».


О РЕФОРМАХ И ДЕБИЛАХ

«Я не понимаю всех реформаторских процессов в системе нашего образования, - пожимает плечами Виктор. - Мой ребенок пошел в первый класс, у него там ни оценок нет, ни системы никакой. То же самое будет в следующем году, а потом на него 10 лет будут давить и требовать высоких оценок. А что вообще такое 10-балльная система оценок в вузе? Должно быть две оценки: либо сдал, либо не сдал. Так же и с тестированием абитуриентов. Я уже трижды его пережил и до сих пор не разобрался до конца в смысле нововведения. Видел ребят, которые выполняли тесты за 5 минут, наугад что-то позачеркивали - и готово. И ведь не факт, что такие ребята не поступают! С другой стороны, какой-то минский парень набрал совершенно сумасшедшее количество баллов, но его не приняли, т.к. все места заняли какие-то лишенцы-пораженцы из проблемных регионов. Не могу понять: почему человек из провинции имеет приоритеты при поступлении в сравнении с человеком, который учился в Минске? А если этот минчанин жил и учился на ул. Ангарской или в школе, где 90% дебилов? Чем провинциал из сельской школы лучше столичного абитуриента?»

О ДЕГРАДАЦИИ И УЧЕНИКАХ

«Мне знакомый говорит: чего ты сидишь в своем институте? - вздыхает преподаватель английского языка. - Пошли со мной на стройку работать, будешь в 2 раза больше зарабатывать. Но каждому свое. Можно и с двумя высшими образованиями пойти работать в ларек. Здесь уже возникает вопрос твоего отношения к процессу личной деградации».

«В определенной степени профессия учителя - занятие неблагодарное. Это как родительство: родил ребенка, но понятия не имеешь, что из него вырастет. Но ты его учишь, воспитываешь, улыбаешься ему. Приятно, если о твоем ученике кто-то скажет, что он классный специалист, но бывает, что твой воспитанник, оказывается, вырос подонком».


Осиповичу кажется, что «общество наелось материальности. Родители, которые еще помнят свои полуголодные молодые годы, думают: пусть хоть у моего ребенка будет все хорошо, пусть гуляет, пока молодой. Сегодня не обязательно к 18 годам браться за голову и думать: что дальше? В последние несколько лет для меня очевидно, что молодежь по большей части мало о чем задумывается - и образовательная, и культурная планочка все ниже и ниже. Когда на вопрос, какую он последнюю книгу прочел, студент отвечает: «Череп наносит ответный удар», меня это расстраивает. Какая философия? Какая история? Хорошо, если каждый студент вспомнит хотя бы о Пушкине. О том же рассказывают и коллеги, которые учительствуют в школах… Утром стою на остановке, к киоску подходят два пионера лет по тринадцать и перед школой берут по полуторалитровой бутылке пива. Что делать с такими учениками? Чему их учить?»

ТОП-ТЕСТ

На прошлой неделе Виктор Осипович потратил «около Br60 тыс.».

Главной покупкой стал «проездной билет за Br30 тыс.».

Впечатлил «просмотр моноспектакля Евгения Гришковца «Одновременно».

Удивила «теплая осенняя погода».

Разочаровало и раздражило «повсеместное злоупотребление алкоголем».

Ждет «реализации творческих задумок и активности в белорусском обществе».

Он не смог бы прожить «без любви и дружбы, без любимого дела и без прожиточного минимума».

ПРОГНОЗЫ ВИКТОРА ОСИПОВИЧА

Работать учителем в нашей стране будет престижно, когда материальное положение среднего педагога приблизится к материальному положению среднего ученика. В ближайшие годы система образования скорее всего переживет новые преобразования и реформы, проводимые по инициативе бюрократов. Вряд ли когда-нибудь образование в Беларуси перейдет на родной язык. Следующий президент появится в течение ближайших 5 лет. Экономический кризис в стране может случиться еще до конца нынешнего года. Молодому специалисту будет выгодно ехать по распределению в глубинку, когда его заинтересуют условиями по трем направлениям: культура, жилье, зарплата.
Добавить комментарий
Проверочный код