Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (558) 02 октября 2006 г. Тема недели

Блогозависимые пользователи

02.10.2006
«В конце концов коллеги вынесли его за руки за ноги»

Татьяна КАРЮХИНА

С тех пор как почти 10 лет назад нью-йоркский психиатр Айвен Голдберг впервые ввел понятие интернет-зависимости (Internet Addiction ), квалифицировав ее как психическую, его коллеги создали целый список различных «зависимостей от Интернета».

Психолог, гештальт-терапевт, НЛП-тренер, психотерапевт Михаил ДЕРНАКОВСКИЙ в беседе с корреспондентом «БелГазеты» дополнил этот список еще одним, характерным для некоторых белорусских интернет-пользователей, расстройством - «блогозависимостью».

- С чего начинается «блогозависимость»?

- Как и любая зависимость - с потребности в удовлетворении. Человек ищет способ получения удовольствия от чего-то и, найдя его, пытается поставить процесс «на поток», превратить это в канал для получения удовлетворения. Хрестоматийный пример - опыты с крысами и двумя педалями. Нажимая одну, крысы получали еду (мотивом для нажатия на эту педаль служило чувство голода). Нажимая на вторую педаль, крысы испытывали возбуждение через активизацию электродов в мозге. Несмотря на то, что голод был более сильным мотиватором (это базовый инстинкт, который на определенном этапе начинает граничить со страхом смерти), крысы умирали от голода возле той педали, где они получали удовольствие. Мотивация к удовольствию для них была сильнее, чем страх смерти.

- «Блогозависимость» столь же сильна, как зависимость от удовольствия у крыс?

- Вполне возможно. Если человек получает массу удовольствия от блогов, он может отказываться и от сна, и от еды, и от каких-то других вещей, важных для его здоровья. Другое дело, от чего именно человек может получать удовлетворение в блогах…

- От чего же?

- У человека есть масса социальных потребностей. Во-первых, социальная потребность в статусе (или уважении): чем выше статус, тем больше у него возможности для «выживания». Ему необходимо чувствовать себя выше, значительнее. Он находит способ, помещая информацию в блогах.

- Это аналогично желанию подростка оставить на заборе надпись: «Здесь был Вася» ?

- Думаю, это несколько иная потребность. Желание оставить послание на заборе несет меньше статусности. Оно несет другую потребность - выйти за рамки, которые навязывают общество и родители, почувствовать себя раскрепощенным и свободно продемонстрировать это окружающим (как правило, человек пишет на заборе не в одиночестве, а целой компанией).

Основная причина написания «постов» в блогах (если она не несет финансовой мотивации и мотивации, связанной с PR какой-то организации, мероприятия или своего собственного имени) - показать, что я умен, достоин уважения и пытаюсь повысить свой статус в глазах общественности.

Ведение виртуальных дневников может быть завязано и на другие потребности. Например, потребность в общении. Или в комментариях. Кто-то хочет выделиться, он мечтает служить источником компетентного мнения в различных информационных источниках, но, не имея такой возможности, комментирует блоги.

- Но некоторые интернет-пользователи настолько «подсаживаются» на блоги, что жить не могут вне своего журнала. Их буквально «трясет», если они не выходят в сеть.

- Вы задумывались, о ком именно идет речь - о тех, кто пишет, или о тех, кто читает?

- А есть разница?

- И немалая. Человек, который читает, испытывает потребность в получении информации. Кому-то для этого необходимо просто переключать телеканалы, и он ищет информацию «о том - о сем» в блогах. Он физически подсаживается на получение информации и одновременно испытывает потребность в сильных эмоциях, в момент переживания которых происходит выброс эндорфинов в мозг. В результате человек испытывает удовольствие.

- Блоги предоставляют сильные эмоции?

- Конечно. Периодически в сетевых журналах попадаются «сенсации», которые запускают у того или иного пользователя состояние сильного переживания. Человек это состояние запоминает и затем опять пытается найти.

Совсем другое удовольствие испытывают те, кто пишет. У них желание вести виртуальный дневник объясняется стремлением «увеличить свою территорию», повысить свой статус и испытать удовлетворение. Плюс на определенном этапе появляется конкуренция: своими мнениями делятся другие пользователи. Их «переписка» превращается в марафон, в котором каждый стремится стать победителем…

- Феномен популярности блогов только в анонимности?

-И ней в том числе. Коммуникация - это медаль с оборотной стороной. Она дает возможность как получить признание и уважение, так и, наоборот, испытать гнев общества. Поэтому коммуникация - это всегда угроза самооценке. В блогах оборотная сторона медали пропадает: ты можешь обеспечить себе безопасность общения, не боясь получить негативную оценку общества.

- Почему именно такой способ общения сегодня моден, особенно по сравнению с общением в чатах и форумах?

- Общение в чатах очень короткое, блоги дают больше информации (сохраняя возможность общения, блоги привносят в него новые оттенки: информированность, статусность, самоуважение) и, следовательно, больше эмоций. Чем большим количеством информации человек обладает, тем он сильнее. Именно в этом заключается причина того, что люди смотрят новостные передачи.

- К этой информации интернет-пользователи испытывают больше доверия?

- Информация в СМИ подается, исходя из интересов референтной группы, которая определяет, что интересует аудиторию данного печатного издания. А здесь информатором выступает та же группа лиц (со своими тревожными ожиданиями и желаниями), которая и поглощает сплетни и слухи. Информация в СМИ открыта для всех, а заметки в блогах эксклюзивны, за счет этого их статус резко повышается. Прикоснувшись к тайне, вы получаете больше эндорфина.

- «Блогозависимость» может сравниться с каким-либо другим видом зависимости?

- Понятие «блогозависимость» фактически только что изобретено. Такие клиенты ко мне еще не обращались. Но под этим термином можно понимать все ту же интернет-зависимость, которая сродни зависимости от компьютерных игр. Самыми простыми ее проявлениями могут стать бессонница, истощение: человек может часами, сутками не спать, не есть.

- Такая зависимость может быть чревата для человека или для его окружения?

- Только если у человека очень выражена потребность в общении или чувствительность ко всякого рода информационному эпатажу. У меня был клиент, который оставался в офисе после работы, предварительно предупредив семью, что, мол, конец месяца, много работы, большая нагрузка и т.д. А сам трое суток подряд «резался» в компьютерную игру. В конце концов коллеги вынесли его за руки за ноги, погрузили в такси и отправили домой. Этот клиент получал от игры колоссальное удовлетворение, которое могло быть для него чревато истощением.

- Можно ли «подсадить» на блоги совершенно нормального человека?

- Думаю, возможно. Просто найти информацию, которая будет нужна именно ему (главное, чтобы она била по его ценностям), и периодически вывешивать в своем сетевом дневнике. Когда эта информация его «цепанет», он начнет закидывать в журнал комментарии, втянется.

Я замечал, что 70-80% информации на форумах завязано не просто на мнения, но и на определенные потребности. Например, потребность поехать отдыхать: почти все, кто будет вам отвечать, будут заинтересованными лицами. Я знаю, что многие компании держат специально три-четыре модератора, которые под разными именами поддерживают форумы, постоянно поднимают новые темы для обсуждения (погорячее, посенсационнее). И периодически к ним заходят люди, которые стремятся повысить свой статус, добавляют по каждой теме свои замечания, втягиваются.

- Эпатажная информация создана…

- …для привлечения людей на данный сайт. По-настоящему сенсационная информация так просто не появляется. Человек, который ее вывешивает, в большинстве случаев преследует определенную цель: либо привлечь внимание к своему нику, либо к своему сайту, либо к своей теме, чтобы потом на этой теме что-то для себя выиграть. Эпатаж, как правило, продуман и используется целенаправленно.

СПРАВКА «БелГазеты». В августе 1997г. список видов «нематериальной» зависимости пополнился: патологическое использование Интернета стало обозначением официально признанного психического расстройства. По оценкам специалистов, 6-10% интернет-пользователей страдают зависимостью, которая может оказаться не менее разрушительной, чем алкоголизм и наркомания. По данным исследователя Кимберли Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Симптомы интернет-зависимости: навязчивое желание проверить e-mail ; постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Сети, тратит на это слишком много денег. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернете, приводит к плохому самочувствию, которое выражается двумя или более факторами: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет, фантазии и мечты об Интернете, произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре. Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна.
Добавить комментарий
Проверочный код