Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№39 (558) 02 октября 2006 г. Тема недели

Интернет-пастырь

02.10.2006
Френды вместо прихожан

Константин ШИЯН

Интернет-дневниками пользуются даже, казалось бы, консервативные служители церкви. На днях Епархиальный совет Белорусского экзархата РПЦ общался со священником Александром Шрамко на предмет его деятельности в Сети, в частности о его дневнике в «ЖЖ». Священнику рекомендовали «оставить деятельность в Интернете и сосредоточить свои силы непосредственно на пастырстве», поскольку тот позволял себе «не соответствующие высокому сану православного священника» заявления.

В разговоре с корреспондентом «БелГазеты» Александр Шрамко отметил: «Я действительно решил некоторое время не пользоваться Интернетом. Но не навсегда. Запреты церкви носят, как правило, временный характер. Думаю, что через некоторое время вернусь к Интернету, как и вообще к публицистической деятельности. Как мне кажется, состоявшийся недавно разговор с Епархиальным советом не поставил окончательную точку в этом сложном вопросе».

Дневник святого отца (priestal.livejournal.com ) назывался «Не верь, но веруй!». По сути, ничего крамольного в нем нет. В отличие от особо озабоченных персонажей, рассказывающих о подробностях своей сексуальной жизни, или сообщества «падонков», о.Александр писал все свои сообщения в «ЖЖ» на правильном русском языке. В них напрочь отсутствуют порочащие честь и достоинство прихожан «посты».

Активные пользователи «ЖЖ» говорят, что завоевать внимание к своим сообщениям не так-то просто. Но, несмотря на нечастые обновления (несколько раз в неделю), в день написания материала у священника оказалось 725 френдов - постоянных читателей. Это очень внушительная цифра.

По мнению священника одного из приходов в Минской области, также являющегося активным пользователем Интернета и пожелавшего остаться неназванным, Шрамко позволял себе «излишние вольности» вроде публикаций на тему «церковь как бизнес», а потому его деятельность в Сети заслуживает порицания как иерархов, так и верующих.

- Деятельность отца Александра в Интернете не ограничивалась ведением блога. Он оставлял большое число сообщений на форумах православных сайтов, осуществлял публицистическую деятельность. Шрамко, как активный пользователь Интернета, должен был хорошо понимать, что сообщения, размещенные в «Живом журнале», скажем, год назад, могут быть впоследствии искажены, их можно подать в ином контексте, придать непозволительный для православия смысл. По всей видимости, это как раз тот самый случай. Мысли Шрамко, высказанные в Интернете, часто расходились с общепринятыми в РПЦ убеждениями, поэтому вполне естественно, что ему предложили оставить свою деятельность в Сети.

- Какие конкретно претензии у епархии, с вашей точки зрения, могли возникнуть к о.Александру?

- Ну, например, была публикация «Чертович из табакерки» в связи с известным скандалом вокруг издательской и книготорговой фирмы. Были и рассуждения на темы половых отношений. Он же прежде всего человек… И как человеку ему свойственны мысли и о женщинах, и о добрачных отношениях, и о деньгах… Но многие считают, что священник - это в первую очередь священник.

- А как вы считаете, в деятельности о.Александра больше плюсов или минусов?

- Не стоит забывать, что в Интернете люди часто раскрепощаются гораздо больше, чем в реальной жизни. Заставить пользователя Сети, молодого парня или девушку, зайти в церковь и исповедаться чрезвычайно трудно. А желающих поговорить по душам с представителем церкви посредством клавиатуры и модема, когда все анонимно и не нужно выходить из квартиры, очень много. И участие священнослужителей в форумах, ведение ими блогов или написание публицистических материалов серьезно увеличивает авторитет церкви и позволяет привлечь к духовному большее число людей.

- А как можно оценить общую аудиторию любителей творчества священника Александра Шрамко?

-
Его блог в «ЖЖ» читало много людей. Предыдущий дневник, который он вел с 1999г., был издан в виде книги московским издательством. Православные форумы также пользуются большой популярностью. Думаю, аудитория у него была серьезная, можно говорить не об одной тысяче читателей.
Добавить комментарий
Проверочный код