Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (558) 02 октября 2006 г. Тема недели

Антон Носик: «Матерные форумы существовали в Интернете и до блогов»

02.10.2006
 

Виктор МАРТИНОВИЧ

Антона Носика называют одним из прародителей русского Интернета не только потому, что он возглавлял Rambler Internet Holding и запустил в Сети ряд культовых медийных проектов - таких, как Gazeta.ru и Lenta.ru. Осмысленный Рунет начался именно с этого человека, который в 1995г. сделал первую интернетовскую колонку в русскоязычной прессе.

Тогда на собственном сервере Антона Носика было около трех десятков линков, по которым можно было обойти весь русский Интернет. Носик, опытный пользователь ФИДО, учил новичков ориентироваться в Сети. Бывший хирург, бывший экономический комментатор приобрел статус сетевого гуру, который сохраняется за ним и сейчас.

На то, чтобы отыскать легенду Рунета, потребовалось всего несколько минут. «Яндекс» выдал ссылку на «ЖЖ» Носика с очень неприличным названием, в настройках пользователя оказался работающий мэйл. Через 15 мин. Носик уже общался с обозревателем «БелГазеты» по ICQ

- На минувшей неделе сразу несколько новостей о жизни Беларуси появились сначала в блогах, потом - в прессе и лишь затем на ТВ. Ситуация является принципиально новой для нашей страны. Нова ли она для России?

- Нет, конечно. Простейший пример - эпидемия, случившаяся в 1999г. в станице Обливская (в результате вспышки геморрагической лихорадки в станице умерли два человека, десятки были госпитализированы. - В.М.). Местные власти установили информационную блокаду, и об этом случае никто в России не узнал бы, если бы не сайт одного жителя столицы. Интернет прорвал блокаду, данные об эпидемии попали в телевизор.

- Есть мнение, что такая ситуация может являться следствием срабатывания некоторых ограничителей свободы слова (вспоминаются блоги американских солдат в Ираке, из которых весь мир узнал, что на самом деле творится на этой войне)…

- Дело не в цензуре, а в том, что блог намного быстрее любого традиционного СМИ. Быстрее, потому что нет никаких промежуточных звеньев, блогер может оставить запись прямо с места событий, ему не надо для этого ехать в редакцию. Никто эту запись перед публикацией не «маринует», не подгоняет под сетку вещания, не согласовывает с форматом.

- В этом году на XIII Международном форуме редакторов в Москве австрийская газета Voralberger Nachrichten получила награду за инновации в СМИ - за использование блогов в формировании своего контента. Блогеры заменят рабкоров?

- А блогеры и есть рабкоры. Просто они работают на себя, а не на редакцию, им не надо за это платить, их число ничем не ограничено. Традиционные СМИ все чаще ссылаются на блоги как источники информации. История в станице Обливская - тому подтверждение.

- Как вообще будут выглядеть СМИ будущего?

- Я не считаю, что СМИ сильно изменятся в связи с появлением блогов. СМИ формировались в ответ на платежеспособный читательский спрос. Скорее блоги в конечном итоге воспримут многие конвенции и правила, по которым работают СМИ. Сделано это будет в интересах удобочитаемости.

- «ЖЖ» создает ситуацию, когда в медийного работника превращается любой человек. Так же, как благодаря распространению цифрового фото, появлению фотоаппаратов в телефонах любой человек уже давно стал фотографом. К чему это приведет?

- А ни к чему заметному глазом. Сейчас бильдредактор выбирает газетную иллюстрацию из миллиона снимков в базе какого-нибудь фотобанка, а завтра будет выбирать из миллиарда на Google Images Search или в поиске «Яндекса» по любительским картинкам. На выходе все равно будет одна фотка на полосе, и один автор, профессионал он или нет, за нее получит гонорар. Или одно агентство. То же самое будет и с текстами.

- Как эта тенденция соотносится с качеством потребляемой информации? Не деградируют ли сетевые масс-медиа в один большой матерный форум? Где никто ничего толком не знает, где циркулируют слухи и «комменты»?

- Матерные форумы существовали в Интернете за 6 лет до блогов, и никакой угрозы для традиционных СМИ не представляли. Ситуация с тех пор не изменилась. Кому хочется матерных форумов - идет туда, читает и пишет, но на структуре потребления СМИ это слабо сказывается.

- «Яндекс» сообщает, что каждую секунду количество блогов в Сети увеличивается на три. Устанет ли человечество от этой новой игры?

- Есть такое известное наблюдение: 90% всех денег в мире контролирует 10% людей. На долю остальных 90% населения приходится лишь 10% финансов. В блогосфере правило «90 и 10» действует еще более жестко. В «ЖЖ» реально тысяча самых читаемых русских блогов пользуется таким же вниманием, как остальные 399 тыс., вместе взятые. И даже если остальных блогов со временем станет миллион, на структуре потребления информации это несильно отразится. Читаемыми и популярными останется все та же тысяча.

Реально чувствуют перемены только те люди, которые попали в «топовую» сотню или тысячу. С точки зрения читателя, выбор из 1 млн. или из 1 млрд. информационных источников - это одно и то же. Читателю, не специалисту, подавай первую сотню рейтинга. Другими категориями он мыслить не способен, даже если у него под руками окажется поисковик, в котором представлен весь миллиард. А потому остановится процесс создания блогов или продолжится с прежними темпами, не так уж важно.

СПРАВКА «БелГазеты». Антон Носик, один из прародителей Рунета, родился в 1966г. в Москве. Окончил Московский мединститут. В 1990г. уехал в Израиль, там стал журналистом («Джерузалем Пост», «Маарив»). Об этом периоде в его жизни вспоминают так: «Носик анализировал экономические проблемы и делал прогнозы. Прогнозы не оправдывались, но Носика любили все равно». С 1996г. вел в Сети колонку «Вечерний Интернет», ради которой просиживал за компьютером по 17 часов. Был основателем и главным редактором проектов Gazeta.ru (1999г.), Vesti.ru (2000г.), Newsru.com (2000г.), Lenta.ru. Экс-президент Rambler Internet Holding.

БЛОГИ И МАНИПУЛЯТОРЫ

СПРАВКА «БелГазеты». В США проведено исследование, охватившее 1202 журналиста из различных бумажных и онлайновых СМИ на всей территории Штатов. Исследование Euro RSCG Magnet и Колумбийского университета показало, что более 51% журналистов регулярно читают блоги, а 28% - ссылаются на них как на источник информации. Для сравнения: согласно данным Pew Internet and American Life Project, регулярно читают блоги лишь 11% американцев. Получается, в журналистской среде блогами пользуются в 5 раз интенсивнее, чем в среднем по стране. Как считает гендиректор Euro RSCG Magnet Аарон Квиткен, «блоги становятся не только средством влияния на массы, но и средством влияния на самих манипуляторов - журналистов и СМИ». Они используют блоги, чтобы: найти идею для очередного материала (53%); найти или проверить информацию (43%); обнаружить источник имеющейся информации (36%); в интернет-дневниках найти «жареные» факты и инсайдерские подробности о скандалах и топовых новостях (33%). Несмотря на большое внимание журналистской братии к блогам, почерпнутой из них информации доверяет лишь 1%, а 68% респондентов уверены, что «забрасывание темы» на свой журнал вскоре станет предпочтительным местом для оповещения клиентов о новостях компании.
Добавить комментарий
Проверочный код