Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (558) 02 октября 2006 г. События. Оценки

Главное - день продержаться

02.10.2006
 

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Комитет госконтроля вместе с коллегами из Минфина и Минстата проверил, как местные органы власти Могилевской области выполняют закон в сфере финансовых и налоговых отношений. Поскольку больших отличий в региональной политике в РБ практически нет, выводы контролеров вполне можно распространить на другие регионы.

Контролеры констатировали немыслимое: местные исполнительные власти регулярно нарушают законодательство - доходы и расходы могилевского областного бюджета, бобруйского и могилевского городских бюджетов и еще 5 районов области принимались не решениями депутатов, а самими исполкомами. В Белыничском районе вообще председатель своим распоряжением приказал поменять бюджет. Затем большинство этих решений утверждались сессиями местных советов депутатов, что не делает нарушения закона менее значимым. Впрочем, местные власти лишь копируют действия центральных, когда закон о госбюджете меняется указами десятки раз и только потом утверждается ПП НС. Так, уточненные бюджеты Могилевской области в 2004г. и 2005г. утверждались депутатами после завершения финансового года.

Как отмечает КГК, «в ряде районов области в 2004г. были введены местные налоги и сборы, не предусмотренные ст. 10 закона РБ «О бюджете РБ на 2004г. ». Например, в 13 районах области был введен особо эффективный сбор за пользование местами общего пользования. В Бобруйском районе придуман сбор за пользование инфраструктурой, в Славгородском - сбор за благоустройство территории района с владельцев транспортных средств и сбор за отвод земельных участков. Власти Дрибинского и Шкловского районов установили плату за выдачу справок о наличии земельных участков.

Местным органам власти все сложнее работать в условиях разрыва между растущими расходами и сокращающимися доходами. Исполкомы берут банковские кредиты. В 2004г. Могилевский облисполком взял в «Беларусбанке» три кредита на сумму в Br12,1 млрд. В 2005г. сумма банковских заимствований резко увеличилась - 5 кредитов от «Беларусбанка» и 1 от «Белагропромбанка» на общую сумму Br63,7 млрд. Обслуживание кредитов становится все более проблематичным: на 01.01.2005г. непогашенных кредитов было на сумму Br4,15 млрд., на начало т.г. - уже Br43млрд. Не менее активным заемщиком выступал Могилевский горисполком: в период 2004-05гг. привлечено 17 кредитов на сумму Br33млрд. При этом из средств бюджета города только за пользование процентами по кредитам заплачено Br630,8 млн., а остаток непогашенных кредитов города вырос до Br4,2 млрд. По местным бюджетам области «сумма кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006 составила Br18,4 млрд. ». Расходы местных властей все чаще выходят за рамки запланированных доходов по принципу «главное - день продержаться да ночь простоять».

Довольно вольготно распоряжаются местные исполкомы добровольными пожертвованиями граждан и юрлиц. По закону деньги должны поступать в внебюджетный фонд, который является частью местного бюджета. В Могилеве и Белыничском районе порядок зачисления средств был нарушен - деньги поступали на счета коммерческих структур. А вот бюджетные ограничения на верхушку местной власти не распространяется. Вместо того чтобы ресурсы по статье «прочие расходы, не отнесенные к другим разделам», направлять на первоочередные нужны, их расходовали на «приобретение служебного автотранспорта, оргтехники, проведения ремонтных работ, оказания финансовой помощи организациям, не являющимися получателями средств из областного бюджета и др. ». Аналогичные расходы проводились за счет средств резервных фондов Могилевского, Бобруйского городских советов депутатов, Кричевского, Белыничского, Бобруйского районных советов депутатов.

Вопреки указаниям президента сокращать численность органов госуправления на 1.01.2006г. «в структуре Могилевского облисполкома сверх лимита численности содержалось 44 штатных единицы (7 слесарей и 2 водителя в аппарате облисполкома, 35 контролеров-ревизоров в управлении образования, культуры и здравоохранения) ». На балансе того же Могилевского облисполкома на начало года числились 7 автомобилей, не являющихся ни служебными, ни специальными. А о таких мелочах, как перерасход бюджетных ресурсов на бензин, на ремонтно-строительные работы, прием и обслуживание иностранных организаций органы КГК говорят, как о чем-то привычном.

Как установил КГК, всего с нарушением закона потрачено Br1,38 млрд. бюджетных средств, из которых на 1.08.2006г. восстановлено Br924,6 млн. Трудно понять, как в течение финансового года можно откуда-то взять и «восстановить» почти Br1 млрд.

За нарушение закона к административной ответственности привлечены 19 должностных лиц, к дисциплинарной - 5. Должно быть, потрясением обернулись для председателей Бобруйского и Могилевского горисполкомов, Белыничского, Кричевского и Осиповичского райисполкомов объявленные им замечания.

Круговую оборону местного начальства - исполком, правоохранительная и судебная система, госбанки - в рамках сложившейся административной системы прорвать невозможно. А тут еще правительство начало перекладывать на их плечи непропорционально много расходов, забрав существенную часть доходов. Это не может понравиться местной номенклатуре.
Добавить комментарий
Проверочный код