Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Сведения о факультетах, кафедрах, специальностях
rudn.ru
№37 (556) 18 сентября 2006 г. Радости жизни

Эпоха горючей нетленки

18.09.2006
Театральный сезон открыт

Дмитрий ДОНСКОЙ

Сезон в Минске открывается в условиях экстремального внимания к культуре со стороны государства, которое обрушилось на несчастных театралов, как цунами. Президент и министр культуры долго и подробно высказывались по поводу того, чем должны заниматься деятели культуры. Суть претензий власти к искусству обозначена метким афоризмом главы государства: «Деятели культуры должны не тлеть, а гореть» . Потому можно с уверенностью утверждать, что следующий театральный сезон будет гореть, даже полыхать синим пламенем.

ИМИТАЦИЯ ОГНЯ

Как оказалось, претензий у власти к культуре накопилось много. Все они сводятся к двум основным: низкому качеству и экономической неэффективности. Все эти претензии с полной уверенностью можно распространить и на белорусские театры, которые являются наиболее типичными и традиционными представителями отечественной культурной модели.

По традиции президент распорядился эти проблемы немедленно решить, пригрозив в противном случае кадровыми перестановками. Для театров эта угроза - вопрос особенно болезненный. Почти все худруки минских театров переступили 60-летний порог. Некоторые из них управляют своими театрами, словно феодалы, по 30 лет, что в мире случается очень редко. Например, в Германии, США и Великобритании этот срок не может превышать 7-10 лет. Ротация кадров - единственный способ сохранять в театрах творческую свежесть, а пенсионный возраст редко способствует активности.

Все понимают, что нынешние спектакли мэтров - блеклые отголоски их прошлых побед. С каждым годом проблема только усугубляется. Спектакли становятся все слабее, а минская режиссерская тусовка все больше напоминает дом престарелых. Сами же худруки заботятся о том, чтобы рядом не появились молодые и сильные конкуренты.

Впрочем, в этом сезоне им придется хорошенько попыхтеть, чтобы доказать власти: есть еще порох в пороховницах. Но поскольку реальных достижений на театральных подмостках не предвидится, то белорусскую публику ждет сезон «имитации активной деятельности».

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

Первым о своих грандиозных планах объявил Купаловский театр. В очередь выстроилось едва ли не десяток постановок. Это и «Макбет», и «Дети Ванюшина», и произведения Купалы, Короткевича. Поговаривают и о «Короле Лире». Впрочем, практика последних лет показывает, что реально в сезон покажут только три-четыре премьеры.

Наиболее грандиозной из них обещает стать постановка шекспировского «Макбета» художественного руководителя Молодежного театра Литвы и ученика Эймунтаса Някрошюса Альгирдаса Латенаса. Латенас уже знаком с белорусским театром. Во-первых, он поставил очень хороший спектакль «Дядя Ваня» по Чехову в Бресте. Во-вторых, именно его Молодежный театр в прошлом сезоне устроил на своей сцене гастроли независимого «Свободного театра», где литовские зрители и пресса услышали много интересного о гонениях на актеров и режиссеров в белорусских гостеатрах. Теперь Латенас сам сможет убедиться, так ли это, поработав в том самом Купаловском театре, откуда как раз накануне его приезда уволили режиссера оппозиционного театрального проекта Щербаня и актрису Шанцыну.

Выбор пьесы оказался вполне предсказуемым. До Минска литовский режиссер ставил «Макбета» несколько раз. Будет ли это тот же самый «Макбет» или некая особая версия, можно убедиться совсем скоро. Репетиции уже начались. Именно этой постановкой будет протестирована новая система приглашенных режиссеров, к которой перешли в Купаловском в прошлом сезоне. Как обычно, следует ждать и спектаклей купаловских режиссеров Александра Гарцуева и Владимира Савицкого.

Национальный театр им. Горького начнёт работать на своей сцене чуть позже, чем ожидалось, что связано с масштабным ремонтом. Открыть обновленный театр планируют грандиозно - «Укрощением строптивой» Шекспира в постановке Валентины Ереньковой. Театр Горького всегда пытался переплюнуть Купаловский по части масштаба и дороговизны спектаклей, но это ему почти никогда не удавалось. Очередная попытка будет предпринята уже в октябре. Почти вся труппа на сцене, огромное количество дорогих костюмов, масштабные декорации, много музыки - вот что обещают зрителю в этом музыкальном спектакле.

Кроме того, в театре ждут приезда российского режиссера Аркадия Каца, который за последние годы поставил здесь уже три спектакля. Все предыдущие работы мастера становились лучшими в репертуаре театра, так что есть надежда, что и в этот раз получится отличный спектакль. Тем более что в качестве материала выбрана великая пьеса Мольера «Мнимый больной», а главную роль, как предполагается, исполнит Ростислав Янковский. Поговаривают, что в афише театра могут появиться Бальзак и Чехов.

В негосударственной сфере ожидаются сразу два больших коммерческих проекта. Агентство «Альфа-концерт» объявило о постановке скандальной пьесы «Лэйдиз Найт», в которой значительную часть занимает мужской стриптиз. В Москве этот спектакль приобрел скандальную известность благодаря неординарной режиссуре Виктора Шамирова и участию звезд: Гоши Куценко, Марата Башарова и Дмитрия Марьянова. В Беларуси устраивать стриптиз, видимо, будут лучшие силы национальных театров.

Второй проект, некий мюзикл с Ильей Олейниковым в главной роли собирается запустить депутат ПП НС артист Геннадий Давыдько. Это еще раз доказывает, насколько внимательно слушает депутат главу государства: ведь на прошлом Всебелорусском собрании президент прямо сказал, что предпочитает музыкальный театр…
Добавить комментарий
Проверочный код