Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
ivanovo.satels-okna.ru
Бутылочки, термосы, шейкеры и аксессуары Klean Kanteen c доставкой
kleankanteen.ru.com
№37 (556) 18 сентября 2006 г. Портмоне

Закупорили бутылки

18.09.2006
«Теперь вы их уже никуда не сдадите»

Дмитрий КИРЮХИН

Изменение цен на стеклотару грозит настоящим кризисом тем, кто еще вчера мог пополнить свой бюджет за счет сдачи пустых бутылок - будь то одинокий пенсионер, полуголодный студент, рачительный хозяин, асоциальный тип или хваткий предприниматель.

Бутылочный бизнес во все времена был занятием выгодным. Когда-то каждый добропорядочный советский гражданин не гнушался сдачей опустошенных сосудов, регулярно посещая пункт приема стеклотары. Потом наступила эпоха уличных охотников за пустыми бутылками. Нынче сбором стеклотары занимаются разве что предприимчивые перекупщики и редкостные маргиналы, а сам бутылочный бизнес все больше строится на корпоративных интересах и постепенно превращается в удел избранных.

«МОЖЕТЕ ИХ РАЗБИТЬ ИЛИ ВЫБРОСИТЬ»

Если сегодняшнему обывателю, не обремененному необходимостью и жаждой сбора-сдачи стеклотары, предложить ради эксперимента все же сдать пустую тару, то в большинстве случаев его ожидает разочарование.

Во-первых, просто отыскать пункт приема стеклотары в некоторых районах Минска не так уж и просто. Во-вторых, многие из функционирующих пунктов работают по абсолютно непонятным правилам и принципам.

Магазины, осуществляющие прием пустых бутылок, работают по жестким принципам. Здесь принимают лишь возвратную стеклотару: сколько магазин заказывает продукции в стеклянной таре, столько производители напитков забирают у них пустых бутылок. Если в каком-либо виде тары потребности у магазина нету, то и бутылки эти соответственно можно преспокойно отправлять в мусорку.

Этого не скрывают, к примеру, в приемном пункте возвратной стеклотары у магазина «Надзея» в Ленинском районе столицы: из пивных бутылок они принимают лишь фирменную тару одного из столичных заводов, по Br140 за бутылку. Этот приемный пугает не только строгими требованиями, но и занятной выдержкой из постановления Минторга, висящей у приемного окошка: «Не подлежит приему от населения стеклотара… с наличЕем посторонних запОхов…»

А что делать с другими пивными бутылками? Где их можно сдать? «Можете их разбить или выбросить, - честно рекомендует девушка-приемщица, - теперь вы их уже никуда не сдадите».

Дело в том, что с 1 сентября отменены фиксированные залоговые цены на все пивные бутылки. Это значит, что производители будут меньше зависеть от возврата своей тары, а во всех приемных пунктах смогут не только самостоятельно определять ассортимент принимаемой тары, но также применять договорные цены на возвратные пивные бутылки при их приеме у населения. Говорят, что уровень цен «будет формироваться, исходя из конъюнктуры рынка» . На практике это означает, что в пунктах приема стеклотары бутылки у населения могут отныне приниматься по совсем уж смехотворным ценам.

СПРАВКА «БелГазеты».С 12 июля в связи с постановлением Минэкономики в пунктах приема стеклотары пивные бутылки так называемого типа 14 (аналогичные бутылкам из-под пива «Балтика») стали принимать по цене Br60 за бутылку (прежде - по Br140). С 1 сентября залоговые цены отменены на все пивные бутылки. Чиновники объясняют это переизбытком на белорусском рынке тары зарубежного производства, не используемой на белорусских предприятиях, а также необходимостью «нормализации ситуации с оборотом пивной бутылки». Понятие «отмены залоговой стоимости» означает, что стоимость возвратных бутылок для пива будет включаться в себестоимость производства этого напитка и отпускные цены на него.

«А ВАМ РАЗВЕ ВЫГОДНО БУТЫЛКИ СОБИРАТЬ?»

Странно, но в некоторых пунктах приема стеклотары, несмотря на нововведения, все равно многолюдно. Не исчезли окончательно с улиц города и сборщики тары.

На пл. Якуба Колоса даже сразу не поймешь, кого здесь больше: молодежи, распивающей пиво, или бабушек-дедушек с авоськами для пустых бутылок. Создается впечатление, что бутылки здесь собираются ящиками, причем практически без разбора - метут все подряд.

«А вам разве выгодно бутылки собирать?» - наивно поинтересовался корреспондент «БелГазеты» у явно многое повидавшего на своем веку пожилого мужчины с большой сумкой через плечо. «А что остается делать? Жить же как-то надо» , - отвечает мужчина и долго клянет на чем свет стоит «всякие там фирменные бутылки».

Случайных прохожих вопросы о стеклотаре волнуют не сильно. «Я уже и не помню, когда последний раз бутылки сдавал. Наверное, когда еще в школе учился», - признается парень лет 30. «С этой сдачей бутылок столько возиться приходится, - дополняет еще один юноша, - проще выбросить их и забыть».

Оказывается, что нынче столичным заводам т.н. «евробутылка», знакомая всем обывателям лучше других, попросту не нужна. Но в Минске хватает и привозного пива в стандартных пивных бутылках - из белорусских регионов. Куда будет деваться вся эта тара, в приемных пунктах пока не знают. Хотя «по секрету» говорят: «Ясное ведь дело, как это все теперь будет делаться. Теперь все пивные бутылки пойдут через руки частников».

СПРАВКА «БелГазеты». Во многих странах Европы с середины 80-х гг. действуют законы об обязательном денежном залоге для напитков. В результате количество выбрасываемой на свалки тары уменьшилось на 75-80%. В бывшем СССР подобная система работала для молочной тары. В Голландии в стоимость прохладительных напитков включают стоимость бутылки (до половины стоимости напитка). Рассуждают просто: если бы цена бутылки была низкой - ее бы выбрасывали, где попало. Но поскольку бутылка стоит достаточно дорого, то ее не выкидывают.

В Беларуси не задумываются над тем, чтобы сократить расходы на производство стеклотары. И даже наоборот, несмотря на то, что евробутылка становится все менее востребована, заявляют: «Реализация проекта по производству узкогорлой коричневой пивной бутылки на белорусско-австрийском совместном ЗАО «Стеклозавод Елизово» позволит обеспечить полную потребность пивоваренных заводов республики в евробутылке».

«ЗА ЭТО ВРЕМЯ МИЛЛИОНЕРОМ МОЖНО СТАТЬ»

Те, кто говорит, что теперь немалая часть стеклотары «пойдет через руки частников» , имеют в виду обычных перекупщиков пустых бутылок, выступающих посредниками между потребителем и производителем. Наверняка каждый встречался с людьми, которые приезжают во дворы или на дачи на грузовых автомобилях и скупают пустые бутылки у граждан.

Как правило, такие перекупщики скупают тару совсем за бесценок. Например, корреспонденту «БелГазеты» такие бизнесмены предложили купить пивные бутылки по Br30: «Это если один ящик, если до пяти ящиков, то по 40, а если больше, то по 50 можем забрать» . И это при том, что реальная приемная цена таких бутылок в 4-5 раз выше.

Другое дело, что в Минске такая бутылка практически не востребована производителями. Но чаще всего перекупщики сотрудничают с предприятиями из регионов и, не считая затрат на перевозку, имеют прибыль не менее 300%, т.е. на одном ящике пивных бутылок частники могут зарабатывать порядка Br5 тыс. Если учесть, что порой объемы измеряются сотнями ящиков, то бизнес получается весьма прибыльный.

Т.н. «бутылочные бизнесмены» очень смущаются, если их попросить предоставить какие-либо документы. Да и кому это нужно! Некоторые люди, завидев приехавший во двор микроавтобус с перекупщиками тары, и вовсе готовы свои бутылки мешками отдать задаром - лишь бы в квартире не пылились. Перекупщики стеклотары не сильно расстроились по поводу последних нововведений, связанных с отменой залоговых цен на бутылки: «Пока это еще заработает! У нас же пока люди перестроятся, пока привыкнут! За это время миллионером можно стать».

СПРАВКА «БелГазеты». В США не так давно начали продавать пиво в алюминиевых бутылках. По словам создателей необычной тары, алюминиевая бутылка на 50 минут дольше, чем стеклянная, может сохранять напиток охлажденным. Для производства одной бутылки используется в 3 раза больше алюминия, чем для обычной банки, а затраты на ее изготовление почти в 2 раза больше, чем обычной стеклянной.

В Великобритании запустили линию минеральной воды в инновационной упаковке - пластиковых био-бутылках, поддающихся биологическому и химическому распаду. Внешне упаковка ничем не отличается от обычной пластиковой бутылки. А вот изготовлена она из обновляемого вещества - кукурузного сырья, которое в течение 12 недель после использования становится компостом - в 1 млн. раз быстрее, чем традиционные пластики.

По приблизительным расчетам, около 45% всех продаж пива в мире приходится на продукт в алюминиевых банках, около 25% продается в ПЭТ-бутылках. В Беларуси отмечают, что ПЭТ-бутылка и упаковка из тонкой алюминиевой жести, конечно, популярны у производителей напитков, но списывать со счетов стеклотару еще слишком рано.
Добавить комментарий
Проверочный код