Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Восстанавливает структуру и функции клеток печени, сохраняя ее здоровье
gepatoprotector.ru
№37 (556) 18 сентября 2006 г. Экономика

Выше B

18.09.2006
Беларуси не светит

Сергей ЖБАНОВ

Зампред Нацбанка Василий Матюшевский 14 сентября на международной конференции по привлечению внешнего финансирования сделал неожиданное заявление: Беларусь может получить суверенный кредитный рейтинг (СКР) до конца 2006г. либо в начале 2007г.

Впрочем, Василий Матюшевский лишь продублировал майское заявление главы Нацбанка Петра Прокоповича. Но известие все-таки заинтриговало: в конце августа министр финансов Николай Корбут признался «Интерфаксу», что его ведомство не обращалось в рейтинговые агентства за получением СКР. Более того, в министерство даже не поступало поручение президента в протокольном виде. Или министр финансов что-то недоговорил, или Нацбанк занимается самодеятельностью?

Тем не менее, Матюшевский охарактеризовал процесс получения рейтинга как «находящийся в стадии реализации» , поскольку «есть соответствующие решения правительства и главы государства» . Значит, в Нацбанке есть решение главы государства, а в Минфине поручения не получали. И пока Минфин отдыхает без рейтинговых забот, в Нацбанке уже работают над стратегией получения высокой оценки и пытаются выбрать международное рейтинговое агентство, куда можно обратиться со сформированной «приемлемой кредитной историей» .

По словам зампреда Нацбанка, «для правительства Беларуси получение суверенного кредитного рейтинга станет основой для организации размещения гособлигационных займов на внешних рынках» . Речь идет о рынках Европы и России, где белорусское правительство готовится размещать гособлигации, а банки и предприятия - корпоративные ценные бумаги. Правительство уже сегодня стремится уменьшить объемы привлечения финансовых ресурсов для предприятий под правительственные гарантии: в I полугодии сумма гарантий составила $8 млн., что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доверие иностранных кредиторов к белорусской банковской системе растет, и они уже не нуждаются в прежних объемах правительственных гарантий.

Но пока это только ощущения, которые могут материализоваться лишь с помощью рейтинга - самого объективного и общепризнанного критерия оценки степени надежности экономики и её банковской системы любой страны. И только усилий Нацбанка, формирующего кредитную историю Беларуси, может оказаться недостаточно для присвоения стране достойного суверенного кредитного рейтинга.

Присваивая тот или иной уровень рейтинга, международное агентство предварительно делает количественный и качественный анализ. В первом случае проводят обычный экономико-статистический анализ состояния госфинансов, затем - качественный, предполагающий оценку потенциала политической системы и её способности решать возникающие бюджетные проблемы. И на втором этапе оценки у Беларуси могут возникнуть проблемы. Но не из-за враждебного отношения к белорусскому режиму со стороны американцев или европейцев, а из-за особой зависимости белорусской экономики от цен на российские углеводороды.

Оба этих фактора для Беларуси куда важнее, чем колебания мировой конъюнктуры на энергоносители. Эксперты из МВФ уже не раз обращали внимание правительства и Нацбанка на данное обстоятельство. Вот и на упомянутой конференции о возможном влиянии политического аспекта и перспективной стоимости российских энергоносителей на уровень будущего суверенного рейтинга Беларуси напомнил управляющий директор консорциума немецких банков АКА Эгерт Рюдигер.

По словам Рюдигера, «для АКА выгоднее размещать средства в Беларуси, чем в России» . Россия уже имеет высокий рейтинг, который постоянно растет и, вместе с тем, снижает стоимость своих заимствований, привлекаемых на мировом финансовом рынке. Таким образом, разница между стоимостью ресурсов в стране-кредиторе и стране-заемщике минимизируется. Поэтому западные банки теряют интерес к России и начинают не на шутку интересоваться Беларусью, не имеющей кредитного рейтинга, но зато гарантирующей им приличный доход по процентам. Такова суровая правда банковского бизнеса.

Очевидно, поэтому в Минфине и не видят особого экономического смысла форсировать работу по присвоению рейтинга и, тем более, стремиться к максимальным оценкам. Рейтинг выше категории В Беларуси все равно не светит. Но парадокс в том, что даже с этим уровнем рейтинга цена заимствований для республики будет не ниже 11-12% годовых, в то время как без всякого рейтинга Беларусь привлекает сегодня ресурсы под 9%.

Однако высокие проценты - это всегда индикатор более высокого риска. И поэтому западные инвесторы не возражают и даже приветствуют стремление республики оценить свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность через СКР.
Добавить комментарий
Проверочный код