Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (554) 04 сентября 2006 г. Личный вкус

«Мне не больно»

04.09.2006
(Россия, 2006)

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Алексей Балабанов. В ролях: Александр Яценко, Рената Литвинова, Дмитрий Дюжев, Инга Оболдина-Стрелкова, Никита Михалков, Сергей Маковецкий.

Этот фильм банален по содержанию, важен по умолчанию, неряшлив по исполнению, провокационен по сути. На него публика валит валом, потому что он о главном - о любви и смерти, без выпендрежа и заморочек, с Ренатой Литвиной и кучей других любимых народом артистов. Потому что это мелодрама, причем очень советская по ощущениям мелодрама, простая и понятная широким массам, сделанная без оглядки на Европу и Америку. Потому что картину снял Алексей Балабанов, автор наиглавнейших блокбастеров постсоветского кино «Брат-1,2», «Война» и «Жмурки».

О чем кино. Можно, конечно, свести все разговоры о фильме исключительно к «морковным переживаниям». Только Балабанов никогда не снимает о чувствах. Его фильм - это летопись социума «уродов и людей», которые вовлечены в тривиальную историю любви в стране, застрявшей между гнилым прошлым и загнивающим будущим. Рената Литвинова изображает «Травиату из города Козельска» - хрупкую, но сильную духом Нателлу Антоновну, содержанку вечного барина Никиты Михалкова. Александр Яценко играет ее молодого возлюбленного - романтичного лимитчика, который водит дружбу с прямодушным десантником Дмитрием Дюжевым и косноязычной архитекторшой Ингой Оболдиной-Стрелковой. Герои бедны, молоды и талантливы. Они будут любить, страдать, терять иллюзии, но, как утверждает автор, именно тогда они и будут переживать самые счастливые мгновения своей жизни. Картина потому и «цепляет», что утверждает мысль, особенно близкую для нашего большинства: «Главное в этой жизни - найти своих и успокоиться».

Как снято. В отместку своим напыщенным собратьям по режиссерскому цеху Балабанов эстетическим принципом избирает «антиглянец».Он чертовски прозорлив и знает, что клиповое сознание для русского человека - это фикция чистой воды. Язык его картины непритязателен, если не сказать, вызывающе архаичен. Долой все красивости и культурные финтифлюшки, которые проповедует новорусская элита! По манере съемок картина напоминает образцы постперестроечного кинематографа - чуть выцветшие цвета картинки (эффект дешевой пленки), непретенциозные монтажные склейки. Замшелый Питер, нереставрированные интерьеры нуворишей, кафе и ультрамодные бутики у Балабанова так и остались образца начала 90-х. Но это не ностальгический флер, как может показаться, а именно вызов нынешней системе кинопроизводства.

Что важно. По всем показателям Алексей Балабанов - это наш Ларс фон Триер. Режиссер своенравный и задиристый. Каждая его картина - провокация. Балабанов - искусный манипулятор, который выдает желаемое за действительное. Он снимает мелодраму не потому, что этого жаждет просвещенный зритель. Балабанов ищет идеальную формулу для русского фильма, русского блокбастера, который по всем показателям был бы нашим и исключительно нашим , чуждым заморских влияний.

В союзники Балабанов записывает тех, кто на обочине, кто не отождествляет себя с «белыми воротничками». Это кино не для буржуазии, которая идет в ногу с прогрессом. Это кино для тех, кто воинственно несовременен, кто остановился в своем эстетическом развитии на гражданских песнях Вадима Самойлова и мотивчиках а-ля Mammy Blue. Правда, такому зрителю вряд ли придет в голову, что «Мне не больно» вовсе не такое «свое в доску», что это еще и дьявольская мистификация, задуманная автором как насмешка над снобами, которые боятся признаться в своем советском происхождении.

Где посмотреть. В кинотеатре «Аврора».
Добавить комментарий
Проверочный код