Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (554) 04 сентября 2006 г. Экономика

Уголовно-страховой кодекс

04.09.2006
Страховой кодекс по убедительности уступает разве что уголовному

Сергей ФИЛАТОВ

25 августа белорусские парламентарии свалили с себя тяжкий груз страхового законотворчества - отныне все страхование в стране регулируется указами президента. Формально ранее принятые законы как бы действуют, но лишь в части, не противоречащей указам. Базовый президентский указ всего лишь закрепил политику и практику страхования последних лет, которая насаждалась порой без оглядки на действовавшее законодательство. Порядок как бы наведен, но стимулов к развитию не просматривается.

Одновременно вышло пять «страховых» указов, (вместе с приложениями - страниц двести убористого текста), которые вкупе должны представлять нечто вроде всеобъемлющего страхового кодекса. Работа над проектами указов была строго засекречена, что стало обычной практикой последних лет и добавляло интриги.

На выходе получился весьма грозный документ: в тексте базового указа N530, утвердившего Положение о страховой деятельности в РБ (по сути, механическое сведение всех ранее принятых декретов и указов по страхованию), около шести страниц занимает только перечень санкций за всякого рода нарушения. В этом смысле страховой кодекс по убедительности уступает разве что уголовному.

При этом в новый указ благополучно перекочевали явные ляпы из предыдущих декретов, типа «страхование риска выполнения обязательств» (именно выполнения, а не невыполнения); ограничение доли одного участника в страховой организации не свыше 35% при одновременном разрешении унитарных страховых предприятий; дремучий норматив расходов на ведение дела. По аналогии с российским документом можно убедиться, что в развитии собственного страхового законотворчества Беларусь выбрала настолько независимый путь, что проблемы какой-либо страховой гармонизации с ближними и дальними соседями уходят далеко за горизонт.

Таблица

ПРАВО ПЕРВОЙ НОЧИ

В новом указе сразу обращают на себя внимание два момента: порядок передачи акций от частных страховых компаний государству и создание национального перестраховочного общества.

Актуальность порядка передачи акций государству вызвана имевшими место в прошлом году попытками некоторых частных страховщиков остаться на рынке «автогражданки» путем отчуждения контрольных пакетов госструктурам. Однако актуальность вопроса, похоже, отпала: доходность этого вида страхования не стоит той цены, которую предлагает государство, - акции могут передаваться исключительно на безвозмездной основе, при этом сам страховщик обязан убедить государство в исключительной выгодности для последнего такого дара.

Создание же монопольного госперестраховщика, которому белорусские страховщики за символическую комиссию обязаны передавать часть своих обязательств, ежегодно повышая эту долю на 10% вплоть до полного отказа от внешнего перестрахования, - вопрос спорный, что, собственно, и продемонстрировала авария спутника «БелКА».

Дело не в том, кто и на каких условиях будет перестраховывать риски внутри страны. Есть риски, которые ни в коем случае нельзя оставлять в стране, поскольку наш страховой рынок - частный или государственный - ими просто может «подавиться». Иное дело, если какой-нибудь белорусский страховщик желает поделиться риском со своим же белорусским партнером. В этом случае «право первой ночи» должно быть предоставлено госперестраховщику. Станет ли это стимулом к активной перестраховочной деятельности - вопрос. Известно ведь, как в стране ценовые ограничения отражаются на качестве и ассортименте товаров и услуг.

СОБАКУ НЕ ЗАСТРАХУЕШЬ?

Повышен минимальный размер уставных фондов страховых организаций: для «не жизни» - 1 млн. евро, для «жизни» - 2 млн. евро, для перестрахования - 5 млн. евро. Эта норма едина и для белорусских страховщиков, и для иностранных. При этом иностранным страховщикам, владеющим белорусской компанией более чем на 50%, запрещено заниматься обязательным страхованием, страхованием жизни, также они частично ограничены в проведении имущественного страхования. По этой причине в обозримой перспективе экспансии иностранцев на наш рынок ждать не придется. Станет ли такое «уравнивание в правах» весомым доводом на переговорах по ВТО - тоже вопрос.

В указе сделана попытка классификации добровольного страхования, однако осознанно или случайно из него выпал один из важнейших видов - страхование общегражданской ответственности, имеющий великое множество разновидностей, начиная от ответственности владельца собаки заканчивая ответственностью устроителя массовых культурно-зрелищных мероприятий. Впрочем, возможно, эти виды зарезервированы на будущее как обязательные со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Отеческой заботой именно о госстраховании пропитана едва ли не каждая страница документа. К примеру, документы и заключения, необходимые для решения вопроса о назначении страховых выплат, выдаваемые судами, госорганами и всеми прочими юрлицами, бесплатно выдаются только госстраховщикам; государство гарантирует страховые выплаты только по договорам страхования жизни и обязательному страхованию, заключенными только с госстраховщиками, в то же время обязанность формировать гарантийные фонды и перечислять их в бюджет распространяется и на остальных страховщиков.
Добавить комментарий
Проверочный код