Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (554) 04 сентября 2006 г. Экономика

Беларусь под четвертой статьёй

04.09.2006
МВФ осторожно пессимистичен

Ярослав РОМАНЧУК

Международный валютный фонд опубликовал очередной доклад, подготовленный по результатам консультаций с правительством Беларуси по статье IV, состоявшихся в Минске 17-29 мая 2006г. МВФ признает экономический рост, улучшение производительности труда, успех в политике обменного курса и хвалит качество белорусской статистики. Одновременно Фонд предупреждает о ряде негативных тенденций и явлений.

РЕКОМЕНДУЕТ И ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Эксперты Фонда признают благоприятную внешнюю конъюнктуру, в которую попала Беларусь. На ее фоне трудно было бы не иметь некоторых положительных результатов, в т.ч. роста ВВП. Имея открытый доступ на рынок России и два мощных НПЗ, правительство активно перераспределяло ресурсы через бюджет и стимулировало предприятия и сектора, которые, с его точки зрения, были важными для образования вала, сохранения занятости и выполнения 16 целевых показателей. МВФ справедливо ставит под сомнение возможность сохранения макроэкономической стабильности и продолжения текущей экономической политики при изменении внешних условий, включая ценовые.

Еще одна сложная задача - сохранение неинфляционных темпов роста при необходимости проведения структурных реформ. Не менее серьезный вызов - снятие ценовых ограничений, радикальное улучшение делового климата и создание условий для полноценной конкуренции. Переход от плана к рынку все еще остается для Беларуси неопределенным будущим. Неопределенным, потому как никто не знает, когда закончится топливно-энергетический медовый месяц. МВФ говорит об угрозах и рисках ситуации, когда Беларусь будет покупать газ и сырую нефть по рыночным ценам. Вот тогда «напряжение в белорусской модели развития увеличится. Продолжающаяся централизованная поддержка экономической активности на внутреннем рынке увеличит инфляционное давление ».

От одного только слуха о том, что цены опять стремительно пойдут вверх, население и юрлица, наученные недавним горьким опытом, начнут избавляться от белорусских рублей и снижать инфляционные риски путем покупки твердой валюты. Справиться с девятым валом не обеспеченной обильной выручкой от продажи нефтепродуктов рублевой денежной массы будет сложнее, чем выдать нужные цифры статотчетности. «Без адаптации экономической политики и проведения структурных реформ, особенно без либерализации цен и зарплат, уменьшения роли государства в экономике темпы роста будут значительно ниже », - утверждает Фонд.

НАЦБАНК БЫ МОГ, ДА КТО ЕМУ ДАСТ?

Ожидаемые потери валютной выручки и рост издержек, связанный со структурными реформами, потребуют ужесточения фискальной политики. Фонд рекомендует сократить госрасходы по отношению к ВВП. На самую малость, даже не до уровня России или Украины. Тем не менее сокращение расходов бюджета приведет к тому, что сельское хозяйство, строительство, градообразующие предприятия получат меньше трансфертов.

МВФ также рекомендует сократить субсидии банкам, которые даже при самой безответственной кредитной политике регулярно получают поддержку от Нацбанка. В рамках институциональной реформы предлагается перевести депозиты центрального правительства в Нацбанк, а также трансформировать кредиты Нацбанка правительству в рыночные инструменты. Если лишить неповоротливые государственные финансовые учреждения такой ресурсной поддержки, то можно представить себе яркое, но чрезвычайно опасное зрелище: потерявшие ликвидность банки на фоне хаотично бегающих вкладчиков, пытающихся спасти свои рублевые депозиты.

Едва ли Совмину понравится еще одна рекомендация МВФ: Фонд предлагает Нацбанку переключиться от контроля над курсом на контроль над инфляцией. Именно этим занимаются все цивилизованные центральные банки мира, и даже российский Центробанк на 2007г. планирует сконцентрировать свое внимание на инфляции, отойдя от регулирования курса. Это значит, что в случае конфликта при выполнении прогнозных показателей по обменному курсу и инфляции Нацбанк должен пойти на большую гибкость курса, но не допускать роста инфляции. Сегодня решиться на такую дерзкую самостоятельность ведомству Петра Прокоповича едва ли позволят. Фонд это понимает, поэтому предлагает усилить его независимость, что позволит приблизиться к мировым стандартам. Когда Нацбанк выйдет из подчинения исполнительной власти, он сможет прекратить прямое финансирование экономики через госбанки и снять ограничения по размеру процентных ставок.

Трудно себе представить, что Нацбанку дадут вольную и позволят в отрыве от остальных госорганов заниматься реформой отдельно взятого сектора. Нацбанк и так находится в остром структурном конфликте с Минэкономики и Минфином. В ситуации сокращения валютной выручки и ухудшения торгового баланса Нацбанку нужно будет более быстро и гибко реагировать на складывающуюся ситуацию на финансовом рынке. Попытка угнаться за двумя зайцами сразу - низкой инфляцией и стабильным курсом - может закончиться тем, что ни один из параметров не будет выполнен, а экономика окажется в состоянии серьезного дисбаланса.

ГЛУХИ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ

Если МВФ находит общий язык с Нацбанком, то убедить Минфин, Минэкономики и Минналогов в необходимости структурных реформ никак не удается. Поэтому рекомендации Фонда кочуют из одного доклада в другой. Естественно, МВФ не может предсказать поведение России в нефтегазовой сфере. Однако международные эксперты вновь пытаются убедить наших полисимейкеров начать реформы в ситуации, когда бюджетных ресурсов в стране пока хватает, госдолг минимальный, за активы госпредприятий могут заплатить приличные деньги, а домашние хозяйства еще не завязли в жизни в долг за счет дешевых кредитов и дотаций государства.

МВФ продолжает говорить об улучшении инвестиционного климата, но Минэкономики не может или не хочет стать его союзником по этому вопросу. При этом у этого ведомства нет своих рецептов на привлечение прямых иностранных инвестиций. Когда доходы бюджета сократятся, продавать за рубеж подорожавшую продукцию станет гораздо труднее, Минэкономики еще не раз вспомнит рекомендации Фонда. Очевидно, что только иностранный капитал может увеличить экспортный потенциал Беларуси в случае отсутствия российских дотаций, провести модернизацию и привлечь в страну самые современные технологии. Без этих мер обеспечить рост производительности труда хотя бы до стандартов Центральной Европы будет очень трудно.

Еще труднее МВФ разговаривать с Минфином, изо всех сил обороняющим непосильную налоговую нагрузку в Беларуси так, как будто он является главным акционером ЗАО «Беларусь» и получает комиссионные от суммы собранных налогов. Бизнес из года в год кормят обещаниями упростить налоговую систему и сократить налоги, но доля госресурсов к ВВП только увеличивается.

Предвосхищая возможное падение налоговых поступлений из-за роста цен на газ и нефть, Минфин и Минналогов уже обсуждают возможность увеличения НДС и налога на прибыль - выслушав рекомендации МВФ, эти структуры действуют с точностью до наоборот.

НАЦБАНК МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КРАЙНИМ

МВФ предупреждает о негативных последствиях использования модели «медленных преобразований»: «Реализация только умеренных реформ и сохранение доминации государства в экономике приведет к росту макроэкономических и социальных издержек, поскольку внешняя среда ухудшается, традиционные источники роста истощаются… Ключевой задачей является сокращение госинтервенционизма и улучшение бизнес-климата».

Несмотря на неоплановую политику и на надвигающиеся угрозы для национальной экономики, надежда на реформы все-таки есть. Она исходит из Нацбанка, специалисты которого, надо полагать, хорошо понимают, к чему может привести неизменность проводимой экономической политики. В ситуации, когда большинство чиновников явно не на стороне команды Героя Беларуси Прокоповича, номенклатура образца Минфина и Минэкономики при поддержке отраслевых министерств и ведомств постарается сделать все, чтобы свались всю вину и перевести стрелки на Нацбанк.

Петр Прокопович сотоварищи должны понимать: если сегодня они не начнут мощную информационную кампанию о последствиях блокировки реформ, то завтра Нацбанк вынудят увеличить кредитования госбанков по льготным кредитам (первая ласточка - указ президента «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг»)), снижать стоимость ресурсов и увеличивать рублевые депозиты, сокращать инфляцию при стабильном курсе. Очевидно, что все эти задачи одновременно выполнить не удастся. Может произойти реинкарнация черного рынка валюты и даже возникнуть дефицит качественных белорусских товаров на внутреннем рынке при сохранении жесткого ценового контроля. В такой ситуации правительство будет не в состоянии выполнить прогнозные показатели и обвинит в неудачах Нацбанк.

И тогда повторение сюжета 1995г. выглядит отнюдь не фантастикой. В ту пору Нацбанк под руководством Станислава Богданкевича первым осознал губительность макроэкономической разнузданности. За что немедленно пострадал.

Как бы ни развивались события в 2007г., основным полисимейкерам страны едва ли удастся сохранить статус-кво. Никто не хочет принимать непопулярные решения, о которых пишет МВФ, зато продолжают верить в невозможное - еще один год неслыханной нефтегазовой щедрости России.
Добавить комментарий
Проверочный код