Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Экскурсии по мегаполису. У нас экскурсии одного дня из санкт петербурга. Красивый гид.
№35 (554) 04 сентября 2006 г. Экономика

Крах «Газпрома» откладывается

04.09.2006
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

«Газпром», ВАSF и E.ON Ruhrgas подписали на прошлой неделе в Москве контракт на дополнительные поставки по строящемуся Североевропейскому газопроводу (СЕГ) и финальное соглашение о строительстве его морской части. «Новый контракт - еще одно свидетельство успешной реализации проекта», - заявил зампред правления российского концерна Александр Медведев.

СЭГ только строится, а дележ еще не добытого газа в самом разгаре. Уже половина доказанных запасов Южно-Русского месторождения продана российским холдингом. По контракту для ежегодной транспортировки 4 млрд. куб. м дефицитного энергоносителя будет использоваться новый газопровод. Всего же по трубам СЕГ в 2010-35гг. будет перекачано около 100 млрд. куб. м газа.

Одновременно были заключены соглашения, предусматривающие дополнительные поставки российского газа, которые позволят Германии в самом ближайшем будущем компенсировать сокращение запасов европейского газа. Однако некоторые российские эксперты связали пролонгацию (с 2010-11гг. до 2035г.) действующих контрактов на поставку природного газа из России в Германию (с учетом возможности использования уже существующих газопроводов) с проблемами, возникшими в ходе строительства СЕГ.

В самое ближайшее время проекту может понадобиться дорогостоящая экологическая экспертиза, которая может повлечь серьезные изменения в еще не утвержденной смете финансирования строительства СЕГ и затянуть сроки ввода газопровода в эксплуатацию. С помощью ее результатов придется доказывать экологическую безупречность проекта странам Балтии, и в частности премьер-министру Швеции Йорану Персону, выразившему недавно обеспокоенность состоянием окружающей среды Балтики и тут же предложившему проложить трубы через территорию Швеции и Финляндии.

Пусть страдает от газопровода родная земля, но ни пяди Балтийского моря не отдадим? Рациональная экономико-политическая подоплека шведского предложения слишком слабо прикрыта благородной тревогой за окружающую среду. Видимо, поэтому президент союза «За химическую безопасность» Лев Федоров заявил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» о том, что «никакого отношения к делу шведское заявление не имеет».

Экстраординарной угрозы для экологии проект не несет, и по всему маршруту строящегося газопровода морское дно будет расчищено от всякого хлама, включая старые боеприпасы. Трасса СЕГ будет проходить точно в пределах шестимильного коридора, свободного для судоходства, прокладки подводных кабелей, трубопроводов и воздушного сообщения над морем, что, собственно, и не устраивает страны, территорию которых пытается обойти российско-германский консорциум, лишая их потенциальных доходов от транзита газа. Например, кое-кто в Эстонии, чтобы помешать проекту, даже предлагал сдвинуть границу эстонских территориальных вод на три мили до условной срединной линии по Финскому заливу.

Пока ориентировочная стоимость строительства СЕГ оценивается в 4-5 млрд. евро. По оценкам некоторых белорусских СМИ, это дорого, а строительство второй очереди ямальского газопровода обошлось бы в несколько раз дешевле, чем СЕГ. Хотя хорошо известно, что, затевая прокладку газовых труб по морскому дну, «Газпром» стремился избавиться от транзитных стран, которые стригут не только таможенный тариф за прокачку газа, но и требуют льготных (в 4-5 раз ниже среднеевропейских) цен на газ. В «Газпроме» убеждены, что из-за этого концерн только в Беларуси теряет ежегодно $2-3 млрд., которые не проходят по статье «братская дружба» и не учитываются при оценке вариантов строительства газопроводов.

Между тем дополнительные соглашения не только укрепили российско-германский газовый консорциум, но и позволяют говорить о возможностях более эффективного использования традиционных транзитных маршрутов. В течение срока действия продленных контрактов через территорию Украины и Беларуси будет поставлено до 300 млрд. куб. м газа, или до 20 млрд. куб. м ежегодно. Если же к 2011г. эксплуатация нового газопровода не начнется, то и Украина, и Беларусь вправе рассчитывать на дополнительные доходы от транзита и без второй очереди ямальского газопровода.

По оценкам украинских экспертов, ввод СЕГ на полную мощность снизит использование транзитных мощностей Украины с 80% до 50-60%. Таким образом, проблема зависимости «Газпрома» от транзита через третьи страны ослабнет, но не исчезнет. Собственно, это было ясно с самого начала. Появится лишь резервный, но наиболее выгодный маршрут для доставки части российского газа в Европу. Отсутствие посредников при транзите и высокие цены на газ дают шанс российско-германскому концерну сократить срок окупаемости проекта до минимума. Этим и измеряется расчетная эффективность перспективной стратегии «Газпрома».

С текущей эффективностью у холдинга дела обстоят еще лучше. С 13 января 2006г. ценные бумаги «Газпрома» котируются во всем мире, и по показателю рыночной капитализации, равной сегодня $275-280 млрд. (около 219 млрд. евро), компания занимает третье место в мире. В 2006г. этого результата в холдинге явно не ждали, поскольку год назад председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер обещал, что только через 5 лет капитализация компании может значительно превысить 200 млрд. евро.

Продолжился рост капитализации холдинга и после подписания российско-германских соглашений. Однако ошеломительная скорость роста рыночной капитализации газового монополиста - предмет не только радости, но и забот российского правительства. В Минэкономразвития РФ опасаются, как бы биржевой пузырь не лопнул вместе с резким падением цен на нефть и газ. Несмотря на любые прогнозы, этот сценарий исключить нельзя. Мировая экономика явно притормаживает, а цены на сырье - категория абсолютно непредсказуемая. Они могут начать снижаться до тех пор, пока не достигнут дна, как в 1998г.

Но это всего лишь предположения, в то время как реализуемая «Газпромом» в последние годы стратегия позволила акционерам холдинга воплотить в жизнь слова Анатолия Чубайса, сгоряча наобещавшего когда-то каждому за ваучер автомобиль. В те приснопамятные годы не составляло особого труда купить за ваучер почти 2000 акций концерна. Сегодня одна акция «Газпрома» котируется по RUR313, и бывший обладатель ваучера, продав акции (уже холдинга), вполне может приобрести новую иномарку. Интересно, а хоть кому-нибудь в Беларуси удалось обменять чеки «Имущество» на новую иномарку?
Добавить комментарий
Проверочный код