Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Статьи, обзоры, советы и рекомендации
sobranie-mkd.ru
№35 (554) 04 сентября 2006 г. Автостоп

Люди на дороге-2

04.09.2006
 

Елена АНКУДО

«Мы за несколько лет перебирали все население БССР, включая младенцев и стариков»

Давным-давно инспекторы ГАИ ходили пешком и сами строгали себе жезлы. В прошлом «Автостопе» (см. N24 от 19.06.2006г.) мы рассказали, почему у стражей порядка на дорогах не было автомобилей, как они переключали сигналы светофора и боролись с «неправильным использованием автотранспорта». Но дорожный патруль БССР не стоял на месте - советские гаишники научились контролировать обстановку даже из вертолета.

ПО РАЗНЫМ ПРАВИЛАМ

В СССР правил дорожного движения (ПДД) было много. В «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР» довоенного образца власти каждой братской республики вносили свои коррективы. Так появлялись «Правила уличного движения по городу Ленинграду», Баку, Минску и т.д. На всякий случай водителю, въезжавшему в чужой город, рекомендовалось пробежать глазами местные правила, т.к. в них вполне могли быть новые пункты, которые не следовало нарушать. По воспоминаниям ветеранов белорусской ГАИ, правила отличались даже в разных областях БССР - их утверждали на заседаниях облисполкомов, исходя из собственных представлений о дорожном движении.

Чтобы гаишники союзных республик не проявляли излишней инициативы, их ограничивали инструкциями о надзоре за движением транспорта и пешеходов - «основным средством в борьбе с дорожными происшествиями». Подчиняясь требованиям инструкций, белорусские гаишники напоминали футбольных арбитров - они выходили на дорогу с цветными карточками для проштрафившихся игроков. С 1952г. водительское удостоверение выдавалось с талоном зеленого цвета. В наказание за дорожное происшествие инспектор компостировал его, составляя протокол. После трех «дырок» зеленый талон заменяли желтым, а желтый - красным. Если нарушитель делал выводы и полгода ездил без замечаний, ему возвращали «зеленую карточку», если нет - заставляли заново сдавать экзамены в автошколе.

Особое внимание было уделено любителям выпить за рулем. По воспоминаниям начальника УГАИ МВД БССР в 1973-86гг. Василия Сасима, в начале 60-х гг. водителям, управлявшим автомобилем в нетрезвом виде, ставили в талон особый штамп красного цвета. Однако наказание не произвело ожидаемого эффекта: заметив, что красное пятно расплылось по многим водительским удостоверениям, граждане БССР махнули на него рукой, а некоторые и вовсе использовали как повод для нового тоста. Готовя обзоры дорожных происшествий, белорусские гаишники горестно вздыхали: как следует из отчета образца 1948г., в Бобруйской области «ни один шофер-пьяница к уголовной ответственности не привлечен».

Вольная трактовка ПДД прекратилась в 1960г. после появления единых «Правил движения по улицам и дорогам СССР». После их введения водителей обязали подтвердить знание новых правил на экзамене.

ДТП В ПОЛЕ

Инструкция по учету дорожных происшествий МГБ СССР от 1952г. отнесла к ДТП происшествия с участием транспорта, «повлекшие за собой смерть или ранения людей, повреждение подвижного состава, а также поломку гужевых транспортных средств, порчу или утрату груза и другие тяжелые последствия». Первоначально белорусские гаишники регистрировали в год около 1 тыс. дорожных происшествий по всей республике; машин в то время было не много - в 1950г. их количество едва превысило 27 тыс.

Но за порядком на дорогах пристально следили: инструкции обязывали гаишников «организовывать пикеты в составе не менее двух работников ГАИ на автомобилях и мотоциклах». Пикеты «не должны были допускать одновременной остановки более трех автомобилей на одного проверяющего, а также задерживать автомобиль для технического осмотра и оформления более чем на 10 минут». Советские реалии вносили в инструкции свои коррективы: сотрудников ГАИ было слишком мало, чтобы «группироваться», а мотоциклы не всегда выдавали даже руководству. Случалось, чтобы выехать на ДТП, начальнику приходилось ловить попутки.

Основным дорожным нарушением в БССР было превышение скорости. Так, согласно отчету 1948г., 95% всех аварий в Молодечненской области «произошло по причине превышения скорости», при этом «ни один водитель не был лишен прав управления автомобилем».

По воспоминаниям Николая Артемьева, в 1985-94гг. начальника ГАИ МВД БССР, в год за нарушение ПДД привлекали до 1,5 млн. человек: «Учитывая количество жителей в республике, мы за несколько лет перебирали все население БССР, включая младенцев и стариков».

И все же по количеству и тяжести ДТП Беларусь находилась в конце списка - здесь не было крупных аварий. Самое крупное происшествие, которое произошло в мае 1977г., унесло жизни 22 человек, да и случилось оно не на автомобильной, а на железной дороге. Нарушителями обычно становились пьяные велосипедисты и незадачливые труженики полей, умудрявшиеся перевернуть на поле трактор, комбайн или сеялку. Поэтому в борьбе за показатели гаишникам приходилось думать об изменении конструкции сельхозмашин. По просьбе правоохранителей инженеры МТЗ разработали более широкую заднюю ось трактора, предназначенную для движения по трассе, и укрепленную кабину - чтобы водитель мог остаться в живых после переворота на ухабистых полях.

МАРШРУТ N62

Одно из немногих ДТП, оставшихся в памяти гаишников-ветеранов, произошло на развязке улиц Столетова и Филимонова в Минске зимой 1980г. Более двух десятков пассажиров автобуса N62 сгорели за секунды. Пламя было таким сильным, что тела собирали по фрагментам, а некоторые так и не удалось идентифицировать.

Трагедия произошла рано утром, в час пик, когда впереди автобуса перевернулась цистерна бензовоза. Ее люк был скреплен болтом только с одной стороны, а не с двух, как требовала инструкция. Перевернись цистерна в другую сторону - и люк остался бы прижатым к земле. Но крышка отскочила, и на асфальт хлынул бензин. Водитель, пожилой мужчина, пытался закрыть люк спиной, однако напор был слишком силен. Автомобилей на улице было не много, водители заметили перевернутый бензовоз и стали разворачиваться.

Пассажиры маршрута N62 потянулись к выходу. Уровень бензина доходил людям до щиколоток, но никто не торопился отойти в сторону - все надеялись, что автобус вот-вот продолжит движение. Тем более что у дверей образовалась небольшая толпа: какая-то женщина зацепилась сумкой за поручень, и два десятка человек терпеливо ждали, когда она ступит на землю.

И тут на бензиновое пятно выехал автомобиль «скорой помощи» марки «Москвич». Пользуясь положенными привилегиями, водитель решил объехать толпу, но, заметив, что он едет не по воде, а по бензину, резко затормозил. Мотор заглох. Водитель повернул ключ в замке зажигания - и это стоило жизни всем, кто стоял на разлитом бензине.

Пожарные приехали спустя считанные минуты после сигнала, однако работы для них уже не было. Огонь унес жизни людей мгновенно. Собственно, спасать в тот день было некого: погибли все, кто был в автобусе или стоял на асфальте, залитом бензином.

Впоследствии в автошколах было повышено внимание к изучению правил безопасности на дороге, а также возросли требования к техническому состоянию бензовозов: каждая такая машина была не только отремонтирована, но и покрашена.

НЕБЕСНАЯ ГАИ

Дорожную обстановку в БССР ставили в пример партийным и советским руководителям других республик. По воспоминаниям ветеранов, иногда им даже не давали рассказать с трибуны о своих насущных проблемах, поскольку, по общепринятому мнению, они были ничтожны по сравнению с проблемами других регионов.

Все руководители внимательно прочитали статью собкора «Известий» Матуковского «Минский феномен» о том, как минчан научили переходить улицу исключительно на зеленый свет. Рапортуя о белорусском достижении, произошедшем с подачи первого секретаря Минского горкома КПБ Николая Слюнькова, корреспондент умолчал, что количество оштрафованных за неправильный переход дороги пешеходов превысило десятки тысяч человек. Получая с нарушителей от 50 копеек до 3 рублей, гаишники собирали в год по 300 тыс. рублей. Сообщение по месту службы могло отодвинуть очередь на квартиру, лишить путевки в санаторий и даже стипендии.

Желание быть примером во всем подвигло гаишников еще на одно новшество - патрулирование дорожного движения с вертолета, которое началось в октябре 1975г. в рамках Всесоюзного смотра безопасности движения на всех видах транспорта, о чем незамедлительно сообщила «Советская Белоруссия».

Вертолет патрулировал Слуцкое и Заславское шоссе на высоте 30-40 м. Маршрут выбирали не произвольно: по словам начальника отдела дорожного надзора ГАИ БССР Павла Рогаля, принявшего участие в первом полете, «эти дороги сложного профиля, с большим количеством дорожных знаков, ограничивающих скорость, предупреждающих о поворотах, уклонах». Нарушения небесные гаишники фиксировали постоянно, сообщая о них коллегам, двигавшимся по трассе на автомобиле.

Газетные публикации умалчивают, каким образом инспекторы, находящиеся в вертолете, определяли скорость движения автомобилей. Даже если они делали это на глаз, в спор с гаишниками никто не вступал по вполне понятной причине. Как отметили в недавно вышедшей книге «70 лет ГАИ РБ» историки-правоохранители, «применение вертолета ГАИ имело большое психологическое воздействие на участников дорожного движения, сдерживало их от соблазна превысить скорость или совершить иное правонарушение».

Успех не остался незамеченным: с 1977г. при патрулировании дорог стали применяться патрульно-санитарные вертолеты ГАИ. В год они успевали налетать около 1 тыс. часов, фиксируя каждый час по шесть-семь нарушений ПДД. И все же вертолет-контролер остался в истории: удовольствие подняться в небо оказалось слишком дорогим…

Фото из книги «70 лет ГАИ Республики Беларусь». Минск, БелТА, 2006г.

Редакция благодарит УГАИ МВД РБ за помощь при подготовке материала
Добавить комментарий
Проверочный код