Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (552) 21 августа 2006 г. Тема недели

Как два пальца в розетку

21.08.2006
Энергосистема под контролем

Константин ФИРСОВ

Разработанные НАН, Минэнерго и Комитетом по энергоэффективности Концепция энергетической безопасности и повышения экономической независимости и государственная комплексная Программа модернизации основных производственных фондов энергосистемы, энергосбережения и увеличения потребления собственных топливно-энергетических ресурсов на 2006-10гг. утверждены президентским указом еще год назад. На фоне нервозных и пока еще безрезультатных переговоров с «Газпромом» реализация этих документов будет очевидным приоритетом официального Минска в ближайшие годы.

Авторы Концепции и Программы классифицируют состояние безопасности по степени тяжести как нормальное, предкритическое и критическое. Сегодня в критической зоне четыре индикатора. Доля доминирующего энергоресурса (природного газа) в электроэнергетике страны составляет 95%. Доля доминирующего поставщика энергоресурсов - почти 99%. Третий показатель - обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами: запасов мазута и газа хватает всего на 22 дня. Наконец, четвертый показатель, по которому Беларусь также находится в критической зоне, - отношение инвестиций в предприятия ТЭКа к стоимости основных производственных фондов. Он составляет всего 4,7% при уровне износа 60,7%, средневзвешенном сроке службы генерирующих источников 29,7 лет при нормативе 27.

Еще четыре индикатора находятся в подкритической области: доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, доля собственного производства в общем объеме потребления электроэнергии, доля природного газа в потреблении котельно-печного топлива, износ основных производственных фондов предприятий ТЭКа. И только три показателя пребывают в нормальном секторе: доля потребления моторного топлива, обеспечиваемая за счет добычи нефти в стране, доля ТЭС, способных работать на двух и более взаимозаменяемых видах топлива, отношение суммарной установленной мощности электростанций к максимальной фактической нагрузке в энергосистеме.

В совместном аналитическом материале председатель президиума НАН Михаил Мясникович, его заместитель Владимир Тимошпольский и помощник президента Сергей Ткачев делают вывод, что «страна практически уже находится за порогом критической области как с точки зрения промышленности и использования котельно-печного топлива в энергетическом балансе, так и состояния энергетического комплекса в целом ». Весьма неожиданная оценка. И получена она отнюдь не от идеологически враждебных международных организаций или независимых экспертов.

ПРИКАЗ ПО ТЭКу

Можно представить себе состояние белорусских переговорщиков, когда за спиной старый, слабеющий и недофинансированный ТЭК, а Кремль еще жестче ставит вопрос о продаже активов «Белтрансгаза». Сдавать белорусские газовые трубы и другие активы официальный Минск явно не собирается, поэтому вся страна, стиснув зубы, будет работать над преодолением кризиса в ТЭКе. Целевые показатели уже определены.

Использование природного газа в виде основного котельно-печного топлива должно снизиться с 78% в 2006г. до 60-65% в 2020г. В целом по энергокомплексу поставлена задача снизить долю природного газа до 83% вместо нынешних 95%. Местные виды топлива должны дать 6 млн. т условного топлива. Еще 4 млн. планируется получить от ядерных реакторов. Доля местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии должна увеличиться до 23% от общей потребности в котельно-печном топливе. Сделать это будет очень трудно. В ЕС-25 доля электричества, вырабатываемого из возобновляемых источников, к 2010г. должна составить 21%. По этому показателю Швеция является одним из лидеров - 46,1%. У Австрии ситуация еще лучше - 58,8%.

Общий объем финансовых ресурсов на реализацию всех мероприятий в рамках Программы составляет всего Br5,2 млрд. - чуть более $20 млн. Остро нужны частные и иностранные инвестиции - без них выполнить задачи по обеспечению энергобезопасности нереально. В этом парадокс ситуации.

Правительство запланировало снизить износ основных фондов генерирующих источников с 61,9% до 40,1%, сократить потери электроэнергии с 11,14% в 2004г. до 9,14% в 2010г. (на 341,4 млн. кВт/ч), износ электрических сетей - с 54,7% до 42,4%. Чтобы добиться этих результатов, необходимо полностью трансформировать как инвестиционную политику государства, так и сам деловой климат. Программа также предусматривает снижение потерь тепла при транспортировке тепловой энергии на 25,5 тыс. Гкал. в год и снижение износа тепловых сетей с 78,2% в 2005г. до 60,3% в 2010г. Идеально было бы потратить на эти цели многолетний российский энергетический грант, но власти решили, что агрогородки важнее.

ЭНЕРГОПОТЕНЦИЯ СЛАБА

В Беларуси энергоемкость ВВП как минимум в 2 раза больше, чем в рыночных странах. «При повышении цен на топливно-энергетические ресурсы существующие высокие удельные расходы топливно-энергетических ресурсов не позволят производить конкурентоспособную продукцию », - констатируют авторы аналитического материала. Настало время переводить стрелки за грядущее ухудшение экономического положения на Россию. Хотя ничто не мешало Совмину еще с конца прошлого века готовить национальную экономику к работе в режиме мировых цен на энергоресурсы.

В период сверхвысоких цен на нефть, в 1970-80гг., среднее энергопотребление в расчете на $1 ВВП в Европе сократилось на 38%, в Японии - на 47%. Сегодня в странах ОЭСР на $1 ВВП по паритету покупательной способности в среднем тратится 0,2 кг нефтяного эквивалента, а в России и Беларуси - 0,5 кг. Ссылки на климатические условия несостоятельны. Да, в относительно холодной Беларуси освещение и отопление требуют больших энергозатрат. В Канаде, где климат еще холоднее, на $1 ВВП тратится 0,3 кг, в Скандинавских странах - 0,22 кг. Эксперты в области энергетики считают, что переход на энергосберегающие технологии позволил бы нам экономить до 40-45% от нынешнего энергопотребления. Причем половину этого сбережения мог бы дать жилищно-коммунальный сектор.

НАН оценивает потенциал энергосбережения в 5,5 млн. т условного топлива. Минпром, нефтехимия, предприятия Минжилкоммунхоза потребляют сегодня 9,6 млн. КПД действующих теплотехнологических установок на предприятиях находится в пределах 5-15%. Реконструкция тепловых агрегатов позволит увеличить КПД до 50% и сэкономить еще 1 млн. т условного топлива. Все это так, но где взять эти деньги на модернизацию? Этой проблеме в Концепции и Программе уделено минимум внимания и самые общие фразы.
Добавить комментарий
Проверочный код