Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (552) 21 августа 2006 г. Тема недели

Готовность N1

21.08.2006
Платить за жильё почти как в Европе

Ярослав РОМАНЧУК

От того, на какие реформы жилищно-коммунального хозяйства пойдет правительство, напрямую зависят затраты населения на тепло, электроэнергию, воду, канализацию и обслуживание жилых помещений. На прошлой неделе первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко продолжил кампанию по подготовке населения страны к росту цен на очень чувствительные для кошельков граждан услуги. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) от увещеваний руководителей Совмина по поводу цен на российский газ уж точно не подешевеют. Семашко об этом хорошо знает, потому как Совмин еще 7 июня утвердил Программу развития ЖКХ РБ на 2006-10гг. В ней есть многие ответы на вопросы, которые сегодня интересуют практически всех белорусов.

ТРИ НОВОСТИ. И ВСЕ ПЛОХИЕ

В Программе Совмина сразу три новости. Новость N1 - цены для домашних хозяйств будут расти быстрее, чем на $5 в год. Правительству все труднее будет делать вид, что политика в области ЖКУ социально ориентирована. После повышения цен на газ население будет платить за квартиры не намного меньше, чем зарабатывающие гораздо больше литовцы или поляки. В прошлое уходит структура расходов домашних хозяйств, в которой ЖКУ составляли чуть менее 10%.

СПРАВКА «БелГазеты». Страна уверенно идет к европейским стандартам. А они таковы: в ЕС-25 в 2004г. расходы на жилье, воду, электричество и разные виды топлива для отопления дома составили 21,3% общих потребительских расходов. Этот показатель варьирует от 8,5% на Мальте, 19,3% в Словении и Венгрии до 27,5% в Словакии, 28,6% в Швеции и 27,3% в Дании.

Новость N2 - бюджет будет не в состоянии полностью компенсировать рост цен на ЖКУ для населения и для предприятий. Из двух зол - увеличения тарифов, в т.ч. на электроэнергию, теплоэнергию и газ для предприятий (жесткий удар по их рентабельности и конкурентоспособности) или для населения (удар по семейным бюджетам) - правительство постарается выбрать меньшее. Поскольку формулы для определения интенсивности зла от роста цен на ЖКУ не существует, риски перекосов резко увеличатся.

Новость N3 - качество ЖКУ упадет. Сектор постоянно сталкивается с дефицитом инвестиционных ресурсов. Правительство не в состоянии покрыть даже себестоимость услуг, не говоря уже о капремонте и модернизации строений, трубопроводов и производственного оборудования. После повышения цен на газ Совмин в социально ориентированном порыве запретит резко повышать цены, что увеличит разрыв между себестоимостью и выручкой, даже с учетом дотаций. Производители ЖКУ будут стараться снизить качество услуг (например, путем снижения температуры горячей воды, введения веерного отключения электроэнергии), чтобы не вылететь в трубу. И едва ли они пойдут на снижение и без того невысоких зарплат работников ЖЭСов, водоканалов и других монополий. В дополнение ЖЭСы начнут продавать еще больше услуг за дополнительную плату.

ЖКХ СЕГОДНЯ

В последние 5 лет наблюдается ситуация, когда рост себестоимости ЖКУ опережал рост цен на потребительские товары. При этом ЖКУ дорожали медленнее, чем росли цены на потребительские услуги населению. Темпы их роста были близки к индексу роста цен производителей промышленной продукции.

Темпы роста тарифов, которые вроде бы социально ориентированные, впечатляют. За четыре года жилищные услуги подорожали почти в 6 раз, водоснабжение - в 5,4, канализация - в 6,3, теплоснабжение - в 3,6. При росте потребительских цен с января 2000г. по июнь 2005г. в 6,1 раза тарифы на ЖКУ, включая тепло- и газоснабжение, увеличились в 50,7 раза. Тем не менее это не помогло белорусским монополиям в сфере ЖКХ выйти даже на удовлетворительный уровень работы.

Удельный вес стоимости топлива, электроэнергии и теплоэнергии в себестоимости услуг коммунального хозяйства сократился с 48,7% в 2000г. до 23,3% в 2005г., жилищного хозяйства - с 40,3% до 23,3%, по экономике в среднем - с 15,6% до 11,3%. Однако возникает масса вопросов. Если доля топлива и различных видов энергии в тарифах ЖКХ такая небольшая, то почему же так стремительно растут тарифы, почему до сих пор этот сектор не вышел хотя бы на самоокупаемость?

СПРАВКА «БелГазеты». По итогам 2005г. убытки организаций системы Минжилкоммунхоза составили 3%. С учетом реализации услуг юрлицам рентабельность основных видов деятельности ЖКХ (без газоснабжения) составила мизерные 0,2%. Работа жилищного хозяйства убыточна - минус 3,9%. Рентабельность коммунального хозяйства (без газоснабжения) в 2005г. составила 1,8%.

Правительство видит основной проблемой развития ЖКХ «обеспечение финансирования его воспроизводства, в первую очередь за счет доходов от населения по устанавливаемым тарифам. Существующие источники в целом недостаточны даже для простого воспроизводства отрасли ». Низкая платежеспособность населения и организаций, бюджетное субсидирование отрасли, инфляционный рост затрат - вот причины, которые, по мнению правительства, осложняют процесс эффективного ценообразования.

Несмотря на стремительный рост цен на ЖКУ, уровень возмещения затрат населением остается очень низким: для стандартной двухкомнатной квартиры он увеличился с 12% в 2000г. до 42,4% в 2005г. Даже при таком росте доля затрат населения на оплату ЖКУ выросла с 3% в 2000г. до 9,1% в 2005г. Положение ЖКХ усугубляет высокий физический и моральный износ инфраструктуры. Сельский жилищный фонд по благоустроенности значительно уступает городскому.

СПРАВКА «БелГазеты». Водопроводом оборудовано всего 29,4% сельского жилья, канализацией - 24,9%, ваннами и душем - 9,4%. В целом по стране уровень благоустройства выглядит следующим образом. Водопровод есть в 65,7% жилищного фонда, канализация - в 63,6%, центральное отопление - в 63,8%, горячее водоснабжение - в 53,8%, ванна (душ) - в 55,1%, газ и напольные электроплиты - в 95,4%.

НЕАДЕКВАТНЫЕ ПЛАНЫ

Сегодня в системе жилищного хозяйства «переход к экономическим методам хозяйствования сдерживается существующей структурой управления. Совмещение жилищно-коммунальными организациями отдельных функций управления и хозяйственной деятельности не создает условий для эффективной работы и снижения затрат ». Правительство пыталось стимулировать развитие товариществ собственников, поскольку 80% жилищного фонда находится в частной собственности. Однако население весьма прохладно отнеслось к этой идее - в стране создано всего 337 товариществ. Их деятельность является для граждан рискованным и дорогостоящим предприятием. У нас «практически отсутствует рыночная инфраструктура в сфере управления и обслуживания жилых домов. По техническому обслуживанию жилищного фонда на 1 января 2006г. функционировало 14 негосударственных организаций ».

Правительство утверждает, что «демонополизация жилищной сферы в настоящее время в предлагаемом варианте не только не разрешила бы, а напротив осложнила бы ситуацию и привела бы к дополнительным расходам на оплату ЖКУ ». При этом ценообразование - исключительно прерогатива государства, а система компенсаций по ЖКУ для частных структур не налажена. Возникает впечатление, что правительство, особенно лоббисты Минжилкоммунхоза, сознательно пошли на такой вариант реформы ЖКХ, чтобы потом иметь право сказать: «Вот, видите, рынок не работает. Лучше все оставить государству ».

Программа предполагает «основные усилия направлять на реорганизацию системы жилищно-коммунальных служб, предусматривающую разграничение функций собственника жилищного фонда, функций профессионального управления и обслуживания и формирование полноценных договорных отношений ». Для улучшения управляемости жилищного хозяйства «принято решение о создании института уполномоченных лиц по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения, которые назначаются местными исполнительными и распорядительными органами и подотчетны им ». Эти лица несут ответственность за снижение затрат на эксплуатацию жилья.

На начальном этапе реализации Программы предполагается перейти на выполнение на конкурсной основе подрядных работ по ремонту и техобслуживанию жилья. Затем правительство планирует перейти на профессиональное управление жилищным фондом при равном доступе к этому сектору предприятий всех форм собственности. Звучит вполне цивилизованно.

Однако, учитывая опыт проведения конкурсов в нашей стране, высок риск того, что вокруг существующих ЖЭСов и с участием их менеджеров как грибы после дождя начнут расти частные структуры. Именно они будут иметь преференции по выполнению подрядных работ, требуя все больше из бюджета. Уже сегодня правительство санкционирует повышение отчислений в разные инновационные фонды. Не исключено, что оно пойдет на создание некоего компенсационного фонда для смягчения последствий роста цен на газ.

Еще одно противоречие Программы реформирования ЖКХ. Основное финансовое бремя возложено на местные бюджеты, а они в консолидированном бюджете последних двух лет получают заметно меньше доходов. Поскольку в 2007г. распределение ресурсов между республиканским и местными бюджетами не претерпит изменений, то с ростом требований к местным бюджетам резко увеличатся риски финансовой нестабильности на местном уровне. Припертые к стенке, облисполкомы вынуждены будут пойти на повышение ставок налогов.

* * *

Таблица

Обещание правительства снизить налоговую нагрузку похоронит только один сектор - ЖКХ. А ведь в стране есть еще неблагополучное сельское хозяйство и сотни градообразующих предприятий. Они тоже увеличат свои требования к бюджету. Так или иначе, простых решений по реформированию ЖКХ нет. Сохранение статус-кво невозможно. Новые цены на газ не позволят ЖКХ и дальше развиваться по инерции. Придется идти на непопулярные, болезненные меры. А где вы видели избирателей, которые любят свою власть за рост цен на ЖКУ?
Добавить комментарий
Проверочный код