Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (552) 21 августа 2006 г. Портмоне

ERP: алгоритм успешного бизнеса

21.08.2006
 

Иван ДУБОВЕЙ

«Железный конь идет на смену крестьянской лошадке» - убеждал в свое время Остап Бендер жителей глубинки. В бизнесе место «железного коня» заняли решения, их согласования, документооборот, логистика, отчетность и прочие формальные процедуры, коим несть числа. Раз процедуры формальные - значит, поддаются формализации. На смену менеджеру с вспухшим от записей ежедневником медленно, но неумолимо приходят автоматизированные системы управления предприятием.

Вообще-то на Западе эра ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) наступила еще в 90-е. Ныне речь идет уже о ERP II, хотя для «чайников»-заказчиков специалисты предпочитают использовать обычную аббревиатуру. С 1990г., когда этот новый класс учетно-транзакционных компьютерных систем сформировался и стал использоваться для планирования и управления всеми ресурсами предприятия, необходимыми для производства, реализации и учета продукции, ERP- системы претерпели серьезную эволюцию.

Вначале речь шла об автоматизации отдельных управленческих функций. К специфическим требованиям, предъявляемым предприятиями различных секторов экономики, отраслей, тем более - размеров, каждый раз приходилось приноравливаться заново. Сегодня же производители ERP предлагают целостные решения, отдельные блоки которых (финансы и бухгалтерия, производство, логистика и т.п.) охватывают определенную сферу деятельности предприятия, модули же соответствуют конкретным операциям - скажем, бюджетированию для бухгалтерии или учету использованного сырья и материалов на производстве. Необычайно популярны во всем мире сейчас системы управления взаимоотношений с клиентами (CRM, Customer Relationship Management ); необходимость в них обусловлена стремительным развитием маркетинга и опирается на целый ряд цифровых соотношений - от знаменитого правила Парето (20:80) до доказанного тезиса, что заключение сделки с уже имеющимся покупателем в 5-10 раз дешевле, чем поиск и привлечение новых.

Существующие сегодня ЕRP- системы подразделяются по целому ряду признаков. Среди последних - и стоимость внедренческого проекта, включая его адаптацию к нуждам конкретного предприятия, и функциональные возможности, и наличие или отсутствие специализированных отраслевых решений. Профессионалы особое внимание обращают также на программно-аппаратные платформы, на которых реализована ERP.

Сегодня управление предприятием автоматизируется во все большем количестве белорусских компаний. Потребности разные, отраслевая принадлежность тоже разная, более или менее детальная статистика по стране отсутствует. Однако причины, приводящие к использованию ЕRP- систем, всюду достаточно схожи: желание повысить эффективность управления, оптимизировать бизнес-процессы (не зря оптимизацию в узком смысле этого слова так часто совмещают с автоматизацией), объективное усложнение деятельности современного предприятия. При этом форма собственности редко влияет на консерватизм или продвинутость будущего корпоративного пользователя ЕRP. Крупные госпредприятия выбирают сложные и дорогостоящие решения даже чаще, чем частные компании.

По сути, ЕRP в формализированном виде отражают бизнес-стратегию предприятия с учетом отраслевой специфики, а через набор ключевых для данной отрасли приложений практически напрямую увеличивают стоимость бизнеса, сокращая издержки. Современные системы такого класса не замыкаются на внутренних проблемах фирмы, а выходят далеко за их границы: интегрируя традиционные для ERP области деятельности вроде бухучета, управления финансами, логистики, управления продажами и покупками, отношений с дебиторами и кредиторами, HRM, они дают возможность взаимодействовать с клиентами, партнерами и цепочками поставок, т.е. становятся активным фактором внешних бизнес-коммуникаций.

Чтобы охарактеризовать экономическую эффективность систем этого класса в отечественных условиях, можно сослаться на зарубежную статистику, оценивающую снижение издержек в результате автоматизации управления в 10-30%. Однако оценка периода окупаемости системы и коэффициента возврата инвестиций в ERP в наших условиях еще не до конца отработана, поскольку сама автоматизация зачастую проводится «методом тыка» и носит хаотичный характер. В мировой практике эти болезни были изжиты еще в 90-е, хотя определенный риск влететь в копеечку остается и поныне. По данным Gartner Group, около 70% внедрявшихся ERP -систем не достигали поставленных целей. Тем не менее, за рубежом с проблемой сбоев или недостаточной коммерческой эффективности справились: в США, например, лишь 14% компаний не смогли окупить вложенные в автоматизацию средства.

Болезни роста, связанные с внедрением ERP, разнообразны. В первую очередь в белорусских условиях стоит упомянуть т.н. «пошаговую» автоматизацию, называемую специалистами «лоскутной»: нельзя привести к новым стандартам малую часть компании - следует охватить весь бизнес. За лоскутками спешно и бессистемно внедряемых модулей и решений стоит более масштабная проблема: подмена целей внедрения с оптимизации деятельности компании в целом автоматизацией отдельных подразделений. Очень распространены проблемы с обучением персонала. Наконец, сам процесс выбора системы и ее внедрения оказывается довольно болезненным: часто топ-менеджерам трудно разобраться в технологических тонкостях без независимой экспертизы. Если ни руководство, ни персонал не знают, каковы возможности системы, имеет ли смысл ее вообще внедрять? Штука ведь дорогостоящая…

Мировой ERP -рынок уже давно и четко поделен между грандами отрасли - SAP AG, Oracle (недавно пришедшим в Беларусь), PeopleSoft, SAGE, Microsoft Business Solutions. Общими силами они покрывают около 50% глобального спроса на системы этого класса. В условиях СНГ системные решения от лидеров предпочитают крупные предприятия, концерны и холдинги с разветвленной инфраструктурой. Для белорусского бизнеса, не столь крупного по размерам, более предпочтительными сегодня представляются решения от региональных лидеров - «Галактики», «1С»» и др., лучше приспособленные к здешним условиям хозяйствования. Если мировой рынок ERP после взлетов периодически сжимается, то в СНГ спрос на системы этого класса довольно устойчиво растет. И мудрено ли: готовый алгоритм сокращения издержек. Правда, алгоритмом этим отечественному бизнесу еще предстоит научиться как следует пользоваться.
Добавить комментарий
Проверочный код