Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (552) 21 августа 2006 г. Экономика

Нас без горя не объедешь

21.08.2006
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Заседая на саммите ЕврАзЭС в Сочи, белорусский президент сделал важное заявление: «Беларусь не станет тормозом интеграционных процессов, и мы будем активно работать над формированием (уже реальным) таможенного союза». Но именно в это время обстоятельства сложились таким образом, что республика, находящаяся в самом центре Европы, уже стала неприступной транзитной территорией для российских, литовских и польских фур, перевозящих подакцизные товары без конвоя.

Пока президенты стран ЕврАзЭС неформально развлекались под ласковым солнцем Кавказского побережья, на латвийско-российской границе перед таможенным постом Терехово парилась 20-километровая очередь грузовиков, не пожелавших перевозить товар через нашу республику. Сформировавшаяся две недели назад пробка на границе оказалась настолько серьезной, что даже совместными действиями пограничных и таможенных властей Латвии и России не удалось сократить очередь из грузовиков. А полное решение проблемы обещают не ранее конца года, поскольку без участия Беларуси это не представляется возможным.

Как сообщает ИА REGNUM, премьер-министр Латвии Айгар Калвитис объяснил сложившуюся ситуацию следующим образом: «Белоруссия ввела новый порядок транзитных перевозок: конвоирование и одновременно визы для польских водителей. В результате весь транспорт, который раньше шел через Белоруссию, повернул на латвийское направление, и в нашей стране возникли очень большие очереди». И сейчас Россия и Латвия решают проблему, лежащую, по сути, «за пределами наших границ». Представители Федеральной таможенной службы (ФТС) России тоже обвинили белорусские власти в создании очереди.

Но Минтранспорта и коммуникаций Беларуси считает, что «повседневная деятельность Минтранса не могла повлиять на оперативную обстановку на белорусской границе, и тем более на российско-латвийской границе». Об этом говорится в официальном заявлении, распространенном Минтрансом. Там же отмечается, что причины создавшейся на российско-латвийской границе ситуации кроются в технической неготовности России к принятию такого количества автомашин в связи с изменившейся обстановкой на других переходах, существенным уменьшением потока машин на эстонско-российской границе из-за ремонта в Эстонии магистральных дорог.

Однако в заявлении Минтранса не объясняется влияние введенного порядка по обязательному конвоированию подакцизных товаров, перемещаемых транзитом через территорию Беларуси, на пропускную способность белорусских дорог. ГТК Беларуси ввел эту норму, вспомнив в мае 2006г. о президентском указе, изданном в декабре 2005г. Стоимость конвоя вместе с платой за проезд по белорусским магистралям обходится в среднем в $450. Но с иностранных перевозчиков (преимущественно литовцев и поляков), въезжающих в республику по разрешениям, взимается еще сбор за транзит - $150. Кроме Беларуси, этот сбор никто не применяет. В итоге набегает приличная сумма, и фирмам-перевозчикам ничего не остается, кроме как предпочесть более длинный, но менее затратный маршрут через Латвию, где им не грозит платное сопровождение или риск конфискации товара.

Как бы там ни было, но решения белорусских властей, безусловно, сказались на эффективности транзита как в республике, так и за ее пределами. Не зря белорусский лидер однажды заявил: «Нас не объедешь ». Оказалось, можно, хотя не без труда и не без ущерба для белорусского бюджета. Примечательно, но в начале года ничто не предвещало возникновения проблемы. И теперь в Минтрансе ищут варианты либерализации контроля транзитных грузов. А ведь в I квартале 2006г. ничто не предвещало беды. Тогда в Беларуси был зафиксирован даже рост (на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) количества товаров, перемещенных транзитом через территорию республики. Этот результат белорусская таможенная служба прямо связала с реализацией принципов свободного транзита, изложенных в президентском указе N168 от 20 марта 2006г., хотя до конца квартала оставалось каких-то 11 дней. Впрочем, пьяным воздухом свободы дальнобойщики наслаждались недолго - два месяца, а точнее, до 30 мая 2006г., когда были отмечены первые случаи задержания нескольких российских автомобилей.

Но грузовой поток российских товаров, доставляемых через Беларусь, огромен, поскольку две трети объемов грузовых перевозок, осуществляемых через Беларусь, связаны с Россией. Это один из самых важных источников наполнения доходной части госбюджета. И его значение в условиях роста цен на энергоносители будет возрастать. Но для полноценного использования автомобильного транзита и его увеличения как важного элемента укрепления транспортной интеграции среди государств ЕврАзЭС одного тиражирования президентских указов уже явно не хватает. Пора искать резервы повышения эффективности прямо на автотрассах.
Добавить комментарий
Проверочный код