Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№31 (550) 07 августа 2006 г. Визави

Реальный чек

07.08.2006
к виртуальной торговле

Ольга МИКША

Почти семь лет назад в Беларуси были зарегистрированы первые интернет-магазины. Сначала они торговали книгами и дисками, сейчас через них можно купить практически все, что не требует личного присутствия покупателя при выборе. Но если при покупке в реальном магазине продавец сам выдаст чек, то при доставке на дом товара, заказанного через Сеть, о документах часто забывают и продавцы, и покупатели. О том, кому надо беспокоиться о чеке, с корреспондентом «БелГазеты» беседовали менеджер провайдера «Открытый контакт», держателя крупнейшего торгового портала Shop.by, Владимир КОМКОВ и постоянный клиент интернет-магазинов Андрей КАРЖАНОВ.

Владимир КОМКОВ: «ПОКУПАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОКУПОК У НЕЛЕГАЛЬНЫХ ТОРГОВЦЕВ»

- Такие товары чаще всего покупают через Интернет?

- Чаще всего - это товары, которые можно выбрать по техническим характеристикам и описанию: бытовая техника, электроника, средства связи. В последнее время очень активно развивается торговля товарами детского ассортимента: подгузники, детское питание, игрушки. Достаточно активно продается бытовая химия: порошки, моющие средства, шампуни. Правда, здесь существует ограничение минимального заказа, чтобы доставка для покупателя оказалась бесплатной. И, конечно, классические интернет-товары - книги, CD с музыкой, с программами, видео. С этих товаров семь лет назад начиналась интернет-торговля, потому что они удобны для представления на сайте и для доставки.

Однако на самом деле интернет-торговли как таковой не существует. Все продавцы, владельцы т.н. интернет-магазинов или витрин, являются реальными юрлицами или индивидуальными предпринимателями, имеющие реальные магазины в торговых центрах. А Интернет используется как еще один канал для продвижения товара, не более того. В последние годы этот рекламный канал показывает эффективность по отношению к обычным формам торговли, поэтому наблюдается прогресс достаточно необычной для нас формы торговли, как торговля по образцам. Несмотря на то, что эта форма давно определена в законодательстве, многие предприниматели и компании, осуществляющие розничную торговлю, только сейчас стали специализироваться на торговле по образцам. Они не концентрируют основные усилия на торговых объектах, а занимаются торговлей по образцам. И в этом случае Интернет выступает основным информационным каналом о товаре и сопутствующих услугах.

В интернет-торговле есть два выигрышных фактора по сравнению с реальной - доставка товара на дом (как правило, бесплатная) и более низкая цена.

При этом наличный расчет при расчете за покупку, сделанную через Интернет, - это совершенно нормально и законно. Главное, чтобы расчеты были правильно оформлены. Если покупатель платит деньги, он должен получить документ, подтверждающий сделку, и его потребительские права. Если покупатель такой документ не потребует, а курьер сам его не отдает, значит, покупатель остается незащищенным.

- А если покупатель требует копию чека или талон, но курьер не может его предоставить, что делать?

- Если покупатель хочет защитить свои права, то следует поблагодарить курьера за беспокойство и отказаться от покупки. В следующий раз при заказе товара через Интернет повторение такой ситуации можно предотвратить. Найдите на сайте информацию о продавце - название, свидетельство о регистрации, лицензия, контактная информация (телефон, почтовый адрес, электронный адрес). К примеру, такая информация публикуется обо всех интернет-магазинах, размещенных на торговой площадке Shop.by. Без нее открыть магазин на этом портале невозможно. А если на сайте выбранного интернет-магазина такой информации нет, существует большая вероятность того, что товар не будет доставлен, что документы не будут оформлены должным образом, что люди, которые за ним стоят, вообще не имеют лицензии на розничную торговлю и ничем не отличаются от тех, кто торгует с ящика в подземном переходе.

Если даже при наличии необходимой информации вы сомневаетесь, что вместе с товаром курьер привезет документы, позвоните администратору магазина (на сайте контактные телефоны есть практически всегда) и напомните ему о них.

- Предоставление информации о продавцах на Shop.by - это требование провайдера - держателя портала?

- Да, и более того, мы сами ее выставляем. Мы хотим, чтобы продавцы на площадке работали честно и прозрачно. Так мы отсекаем интерес не вполне легальных торговцев к своим услугам. Юридически мы свободны от обязательств перед покупателями, которые делают покупки через Shop.by. Однако это бренд для многих покупателей, это портал, где можно делать покупки без опасений.

- Какими законодательными актами регулируется интернет-торговля?

- Она подчиняется закону о розничной торговле, в котором весьма точно даны определения различных видов торговли, в т.ч. торговле по образцам, к чему в наибольшей степени приближается интернет-торговля. Кроме того, есть закон о защите прав потребителей, который в полной мере применим и к потребителям, сделавшим покупки через Интернет. Главное, чтобы покупатель позаботился о документах, подтверждающих покупку.

Полагаю, что возможные недостатки интернет-торговли можно легко исправить, если всем заинтересованным сторонам - госорганам, провайдерам, продавцам и покупателям - приложить немного усилий. И тогда имеющиеся законы будут работать в полную силу.

- Как вы оцениваете инициативу Минторга об обязательной регистрации доменных имен интернет-магазинов?

- Доменное имя - это адрес интернет-сайта, по которому можно найти определенные сведения. К примеру, для своих клиентов мы предоставляем доменное имя на базе нашего домена Shop.by. А вообще доменные имена могут быть самыми разными, продавец может зарегистрировать его самостоятельно, чтобы оно было более коротким, более звучным.

На нашем портале работают почти 300 интернет-магазинов - это около 250 юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Все они работают официально, не скрывая своих реквизитов. А если люди хотят работать в обход всех правил, ими должен заниматься не только Минторг. Кроме того, свою роль должны сыграть покупатели и отказываться от покупок у нелегальных торговцев. После этого рентабельность подпольной торговли окажется настолько низкой, что предпринимателям не останется ничего другого, как работать честно.

- Таким образом, действующего законодательства вполне достаточно для цивилизованной интернет-торговли?

- Думаю, не хватает лишь информированности потребителей о своих правах.

- Кстати, приходилось слышать о случаях, когда пострадавшей стороной при покупке через Интернет оказывался не покупатель, а курьер, доставивший товар. Ему просто отказывались платить за покупку.

- К счастью, ни с чем подобным нам не приходилось сталкиваться. Правда, есть неприятные примеры, когда покупатель заказывает аналогичный товар в нескольких интернет-магазинах и оплачивает тот, который доставят быстрее. Остальным курьерам просто не открывают дверь. Но это скорее говорит об уровне потребительской культуры.

В принципе, покупатель может отказаться от покупки, если она ему не подошла по каким-либо параметрам. И в этом случае его обычно просят возместить затраты на доставку. А отказ оплатить товар вообще - это настоящий грабеж, который, к сожалению, может произойти где угодно, не только при покупках через Интернет.

СПРАВКА «БелГазеты». Владимир Комков родился в 1975г. в Могилеве. Окончил Могилевский машиностроительный институт по специальности «инженер-системотехник». Женат, воспитывает дочь.

Андрей КАРЖАНОВ: «ПРОДАВЕЦ ГОВОРИТ: ИДИТЕ КУДА ХОТИТЕ»

- Что с вами произошло?

- Я решил купить мобильный телефон. По опыту знаю, что по Интернету это сделать быстрее и дешевле, поэтому решил воспользоваться общеизвестным ресурсом. Там обширный каталог, много моделей и доступные цены. Выбрал телефон, выбрал фирму, заказал по хорошей цене с бесплатной доставкой. Пользовался телефоном примерно полгода, а потом он «умер»: начал зависать и вскоре вообще перестал включаться. Я позвонил продавцу, и тот отправил меня в сервис-центр по гарантийному талону.

Позвонил по контактным телефонам - не отвечают, поехал сам - оказалось, мастерская не работает, в объявлении написано, с какого числа обращаться. К назначенному времени сервис так и не заработал. Я решил обратиться в авторизованный сервис-центр для телефонов этой марки. Там мне дали заключение, что телефон принят на обследование, не подвергался воздействия жидкостей и ударов, т.е. моей вины в поломке нет, однако телефон неисправен. Также мне сказали, что поскольку этот телефон для них не гарантийный (это украинская поставка), значит, в ремонт они его принять не могут, но я могу с этим заключением обращаться к продавцу для решения проблемы. По закону я имею право в течение гарантийного срока либо заменить телефон, либо получить назад свои деньги.

Позвонил продавцу, и тот сказал, что они меняют телефоны только в течение двух недель после продажи, а дальше - в сервис-центр. И все. Я объясняю, что сервис-центр не работает, а они говорят, что их это не волнует. Говорю, что у меня есть заключение авторизованной мастерской и по закону они обязаны обменять некачественный товар, а они говорят, что не будут менять, и идите куда хотите. Я говорю, что буду обращаться в общество защиты прав потребителей, они - пожалуйста!

Я действительно обратился в общество, попробовали найти продавца и столкнулись с такими проблемами: в гарантийном талоне, кроме надписи ручкой названия продавца (такое же указано на сайте), никаких других данных нет. Ничего добиться от продавца не получилось.

- Когда вы покупали телефон, вам выписали чек или отрывной талон о покупке?

- Нет.

- Вы сознательно пошли на рискованную покупку ради более низкой цены?

- Цена действительно была заметно более низкой, чем в салонах мобильной связи, - примерно на $60. Но поскольку заменить мне его отказались и отремонтировать по гарантии его также не было возможности, мне пришлось его продать неисправным. Разумеется, намного дешевле: покупал за $200, продал за $80.

- Какие выводы вы сделали после этой истории?

- Безусловно, я сделал для себя определенные выводы, но это не означает, что я отказался от виртуальных покупок. Более того, второй мобильник я тоже покупал через Интернет.

- Опять без чека?!

- На самом деле собственно чек не очень нужен. В самом крайнем случае хватает свидетельских показаний: нужно, чтобы кто-нибудь присутствовал при покупке и потом в суде дал показания, что покупка была совершена. Но это сложно. Можно проще. В гарантийном талоне должен стоять штамп продавца - юрлица или индивидуального предпринимателя. Если продавец откажется принимать претензии и в этом случае, общество защиты прав потребителей имеет все шансы выиграть дело в суде.

Кроме того, некоторые торговые интернет-ресурсы начинают т.н. легализацию продавцов: прежде чем размещать информацию о товарах в своем каталоге, они предлагают продавцам зарегистрироваться, оставить данные о самом продавце у провайдера. Тогда ресурс самостоятельно размещает эти данные на страничке рядом с товаром и покупатель сразу видит, у кого он покупает, как найти продавца. Некоторые продавцы отказываются предоставлять такие данные, и у покупателя появляется выбор - покупать у легального или нелегального торговца. Это большой плюс. Некоторые продавцы сами размещают информацию о себе.

- Вы теперь так уверенно об этом рассказываете. А знали ли вы об этом до злополучной покупки?

- Я знаком с законом о защите прав потребителей по роду своей деятельности. А вот о том, что до некоторых продавцов можно просто не достучаться, не знал.

- Делая покупку через Интернет, вы рассчитывали на порядочность продавцов?

- Честно говоря, в большей степени - на надежность приобретаемого оборудования.

- Кроме мобильных телефонов, что-нибудь еще покупаете через Интернет?

- Практически всю бытовую технику. Из недавних покупок - стиральная машина. Сейчас собираемся купить холодильник. Правда, хочу отметить, что по сложной бытовой технике оформление документов налажено намного лучше - как в обычном магазине. Привозят копию чека, правильно оформленная гарантия. Проблемы в основном случаются при покупке мелочевки - телефонов, плейеров. По-моему, чтобы ее решить, достаточно продавцам размещать информацию о себе.

СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Каржанов родился в 1983г. на Украине, практически сразу семья переехала в Беларусь. В 2003г. получил среднее специальное образование в Высшем государственном колледже связи, сейчас заочно получает высшее образование в этом вузе, учится на 5-м курсе. С 2003г. работает в компании «БелСел». Холост.
Добавить комментарий
Проверочный код