Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№31 (550) 07 августа 2006 г. Sexus

Музыка, которую мы потеряли

07.08.2006
Забытые легенды белорусского альтернативного рока

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

№ 31 [550] от 07.08.06 - Нынешнее музыкальное пространство - почва в мифологическом смысле неглубокая: куда ни копнешь - все на поверхности. Ни тайн, ни легенд, ни задумчивых мертвецов в хрустальных гробах. В свете этой благости даже новости о том, что половина дуэта Atlantica заявила о распаде группы, а вторая половина возопила «Распаду не бывать!» и сообщила, что группа продолжает работать в неполном составе, выглядят мифотворчеством. Надо же, половина группы распалась, а другая половина по-прежнему зажигает! Был еще прекрасный миф о том, что вокалист группы Zet - это (о ужас!) сам Лявон Вольский, для устрашения нацепивший маску ку-клукс-клановца и вставную челюсть дядюшки Юлиуса. Но это тоже, согласитесь, как-то поверхностно. По этой причине, решив покопаться в музыкальной мифологии Беларуси, музыкальный обозреватель «БелГазеты» обратилась к 90-м.

О тех временах мало кто помнит. Носителей не осталось: компакт-дисков еще не было, вместо цифровых матриц - пластмассовые мыльницы, а срок годности аудиокассет аккурат ограничивается ровнехоньким десятилетием, которое отделяет нас от тех благодатных времен. Поэтому заявив о том, что на самом деле в альтернативной музыкальной культуре Беларуси все уже было, мы только добавим легендарности временам белорусской музыкальной сцены первой половины 90-х.

Культурный слой прошлого покрылся пылью: новые герои прыгают по сцене, каждую пятилетку кто-нибудь заново изобретает музыкальный велосипед. Да все как-то не так (если не считать «монстров» вроде «Крывi», Drum Extasy, «Ляписов» и прочих более удачливых выходцев из 90-х). А ведь были времена, когда в Беларуси происходило европейского масштаба рок-движение! Наши музыканты не участвовали в «крупнейших европейских рок-фестивалях», однако в минских клубах играли группы, которые по уровню полностью соответствовали тому, что в те времена было популярно в Европе.

Возможно, дело в том, что речь шла о мистическом поколении 70-х. Возможно, дело в короткой культурной памяти. Из недавнего диалога с одним концертным промоутером: «Я придумал чудесную фишку - устроить кинопоказы немых кинофильмов прошлого века с живым саундтрэком от наших альтернативных команд !» - «Да, здорово. Такое уже было в 2002-м. Ты будешь делать какое-то продолжение?» - «Ничего себе. А разве у нас такое уже кто-то делал?» Делал, в кинотеатре «Победа». Четыре года - непреодолимая разница.

Мало кто помнит, что группа Cranks когда-то неплохо справилась с ролью «битлов», явившись в один из клубов на лимузине, в «битловских» париках и костюмах, прорываясь сквозь визжащую толпу девочек. Нынешние победители «Басовiшча», группа Parason, вряд ли посещали концерты группы «Вершина», которая играла помпезный «депрессивно-психоделический хард-арт-рокс элементами джаза» (по их собственным словам). А ведь именно «Вершина» первыми, задолго до Parason, придумали свой авторский кавер на композицию Pink Floyd «Another Brick In The Wall». Да, были у нас и свои Sonic Youth, и Einsturzende Neubauten, и даже сам Марк Элмонд когда-то выступал в минском клубе (это не шутка)!

Чтобы окончательно нагнать жути, мы решили вспомнить о трех самых мифологических альтернативных группах, которые, к сожалению, потеряли. Эти группы были самодостаточны и уникальны. Они так и не смогли ни на кого повлиять, не оставили после себя «музыкальных наследников» и нынче существуют только в странных легендах.

RSQ. РАСЦВЕТ БЕЛОРУССКОЙ ИНДАСТРИЕЛ-КУЛЬТУРЫ

«Началось все в 1995г. На террасе 16-й общаги политеха, когда летними ночами я прыгал вокруг своего друга Вадима и рассказывал ему о том, как будет круто, если мы вдруг заиграем музыку, - рассказывает Дэн, один из участников проекта. - Я не умел играть ни на одном инструменте, а Вадим знал только три аккорда. Но нас это не волновало. Потом нашелся и барабанщик - Артем Залесский - он притащил все свои барабаны в общагу, и мы несколько месяцев громыхали прямо в 618-й комнате».

Музыка, которую игралиRSQ, была прямым отражением более чем нетрадиционных музыкальных предпочтений трио: Sonic Youth, Butthole Surfers, My Bloody Valentine, Curve, Fugazi, Dog Faced Hermans. «Для нас единственно важным была способность настраиваться на одну энергетическую частоту. - вспоминает Дэн. - Нас не волновало, правильно ли мы играем, потому что мы изначально делали все неправильно. У Вадима был свой строй гитары, неклассический, у меня тоже был неклассический строй бас-гитары, и я играл на ней аккордами. Гитары, кстати, мы смастерили сами - корпус от монструозного «Урала» плюс самопальные звукосниматели».

RSQ
репетировали в режиме непрерывного «джема» и могли часами играть одну и ту же ноту, постепенно впадая в экстатический транс. «Это была наша собственная территория свободы. Регулярно происходили абсолютно невменяемые записи, которым позавидовал бы сам John Zorn. Играли на аккордеонах, дудках, пластмассовых линейках - на всем, от чего можно было добиться звука. Все это записывалось через советские микрофоны на советские же магнитофоны. Никто тогда не задумывался о правильной звукозаписи, но результат был всегда именно тот, который требовался, - красивый теплый хаос ».

Концерты RSQ моментально привлекли внимание клубной аудитории города. «Наш первый концерт состоялся на гнилом крыльце, - увлеченно вспоминает Дэн и тут же уточняет. - На крыльце частного деревянного дома возле Червенского рынка. Среди приглашенных был Денис Лондон, которому мы понравились. Так мы получили предложение поиграть в настоящем клубном концерте вместе с Drum Extasy и проектами «Белорусского климата». И понеслось».

Музыканты прекрасно понимали, что делают не очень обычную для Беларуси музыку: «Мы были вне местного контекста, хотя нас любили и уважали многие минские составы. Но на публике нам не удавалось быть теми, кем мы были на репетициях. Нам не хотелось играть песни, хоть они у нас и были, а хотелось создавать на концерте стену звука, чтобы все вокруг замерло. И удалось это, по-моему, лишь однажды».

Сейчас Дэн живет в Москве и музыкой занимается для себя, сочиняя на компьютере безумные трэки и вспоминая, что «таких трансперсональных состояний, как во время репетиций RSQ, у меня не было никогда и ни под чем!» Барабанщик Артем сейчас работает с проектами «Серебряная свадьба» и «Гурзуф». Вадим же вовсе продал кому-то свою гитару и музыку забросил.

ROUBLEZONE . ГРУППА-МЕТЕОРИТ

На белорусском музыкальном горизонте «Рублевая зона» появилась внезапно - когда бывший прапорщик и огромный фанат Rolling Stones Олег «Джаггер» Минаков, проработав несколько лет в Германии в составе группы Виктора Смольского «Инспектор», вернулся назад, в Беларусь. И тут же создал джаз-роковую группу, набрав первоклассных музыкантов и объединив их авторитарным «европейским» подходом к музыке: все должно делаться с размахом на большую сцену, на английском языке, без оглядки на местный колорит.

В 1995г. был записан и издан единственный альбом группы «Put Your Money… Now!». Пусть он был выпущен нелегально (тогда в стране не было легальных издателей CD ), однако его можно считать первой CD -записью белорусской рок-группы. Впрочем, можно и не считать: официально диск не зафиксирован ни в одном каталоге мира, хоть и получил «Рок-корону» в 1996г. Фантомный альбом, иными словами.

Джаггер мигом подружился с половиной белорусских музыкантов, с другой половиной - насмерть поссорился. На сцене он был похож на попурри из всех концертных выступлений всех рок-звезд мира, никогда не снимал шляпы и темных очков, пел голосом Джо Коккера и жестикулировал, как Мик Джаггер. Это смотрелось феерично - целый год Roublezone не исчезали из телевизора; очень уж ярко смотрелся Минаков. В 1996г. Джаггер получил три «Рок-короны», в т.ч. самую главную, что вызвало в прессе ажиотаж на тему «Кто это такие вообще?». Его это не волновало. «В нашем шоу-бизнесе успех зависит только от того, сумеешь ли ты влиться в нужную тусовку», - часто говорил он. Однако влившись в тусовку, Джаггер вдруг бросил группу и уехал в Бельгию на ПМЖ. Осталась сплошная ругань. Со слов оставшихся музыкантов, Джаггер их попросту «развел»: и денег недоплатил, и оставшийся тираж альбома с собой увез. Прекрасная афера!

Виктор Смольский до сих пор недоволен тем, что Джаггер фактически развалил «Инспектора», да еще и украл у него песню, которая вошла в диск Roublezone. Александр Газизов, гитарист группы, после отъезда Минакова вернулся в родную «Краму». Барабанщик Анатолий Горбач также уехал в Бельгию, где зарабатывает деньги музыкой в качестве сессионного и концертного барабанщика. С Джаггером они, ясное дело, не общаются.

«Мы - самая крутая группа в этой стране!» - говорил Джаггер. Странно, но диск «Put Your Money… Now!» и правда остался уникальным образцом того, что в Беларуси можно было играть мощный европейский рок высшей пробы.

HASTA LA FILLSTА. ПЕРВЫЙ СЕКС-СИМВОЛ «ДЕВОЧКОВОГО» РОКА

Бывшие участники группы, вокалистка которой Кристина Менделеева в 1996г. году сводила с ума минскую клубную публику, сейчас по-прежнему занимаются музыкой, причем в серьезных проектах: IQ 48, Zet, Pomidor/off, «Харли» и проч. Почему же исчезла группа, о которой даже теперь все вспоминают с благоговением?

«В 1999г. нашей девочке пришлось уехать в дальние края. А с другой девочкой нам не хотелось и пробовать, - рассказывает барабанщик Дима Харитонович. - Потом нас судьба пораскидала по другим группам. Кристина до сих пор живет за рубежом, учится на кинорежиссера и уже сняла свою дипломную работу».

Ажиотаж, который в то время сопровождал группу, Дима не очень хочет комментировать: «Мы просто играли нормальную музыку и делали это достаточно честно. А насчет секс-символа, это ведь относительно. Теперь про группу можно сказать все что угодно ». Впрочем, он согласен с тем, что подобных групп с тех пор так и не появилось: «Сейчас музыка стала немножко другой. Такого просто никто не играет. Когда мы начинали, нам казалось, что музыкальное движение тоже начинается. А оно началось и закончилось. Выходит, те времена были началом конца. Наша нынешняя музыкальная культура - это что-то ужасное. Почти вся нормальная музыка происходит где угодно, только не здесь».

Hasta La Fillsta
мифологичны еще и тем, что стали первой и последней группой в истории «Басовiшча», победившая в конкурсе с небелорусскоязычной программой. На фестивале они оказались случайно: в 1997г. их демо попало кому-то из организаторов «Басовiшча». «Мы даже не знали, что там конкурс, и выиграли его, - рассказывает Дима. - Правда, приза я не помню. Кажется, были какие-то деньги, но они сразу на пиво все ушли». От группы не осталось почти никаких записей, только несколько чудом сохранившихся студийных mp 3, выложенных на «посмертном» официальном сайте группы.

…«Память формируется людьми, - говорит Дэн из RSQ, когда его спрашивают о том, почему в этой стране куда-то исчезает музыкальная информация. -А откуда взяться памяти в альтернативной среде, если вся ситуация в Беларуси работает над полным уничтожением самого слова «альтернатива»? Поэтому преемственность в околофилармонической среде сохраняется, а в альтернативной - нет. Связь между поколениями рвется, даже не успев начаться - при первой же возможности все бегут из Беларуси. Из года в год тенденции формируются через просмотр MTV, а не через собственные культурные традиции, поэтому раз в два года в Минске и появляются очередные «новые Korn». Но мы-то все помним!»
Добавить комментарий
Проверочный код