Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№29 (548) 24 июля 2006 г. Тема недели

Культпросвет в конце тоннеля

24.07.2006
Полмиллиарда на искусство

Виктор МАРТИНОВИЧ

18 июля президент выделил Br562,9 млн. не на проведение военных учений, не на укрепление идеологии и не на подготовку к уборочной. Полмиллиарда белорусских денег направляется на такую странную нужду, как развитие белорусского искусства. Государство задумалось о том, что должен делать белорус после того, как посмотрит учения, прочитает газету, уберет урожай и возгордится великими стройками. Захлебнуться от восторгов не позволяет лишь одно: судя по смете, речь идет отнюдь не о развитии белорусского искусства, а об укреплении его в советской косности.

По официальным сообщениям, шесть белорусских театров «получили гранты на постановку спектаклей». Если бы органы управления культурой знали, что сделали с белорусским альтернативным искусством американские и европейские гранты в середине 90-х гг., они совершенно точно подобрали бы какой-нибудь другой термин для оказанной театрам помощи. Впрочем, называй грант как угодно, смысл от этого не изменится: речь идет о деньгах, позволяющих творческому человеку заниматься творчеством без оглядки на зрителя.

Благодаря любому дотированию - помощи президентского фонда, деньгам европейских или американских меценатов - самый талантливый мастер начинает ориентироваться не на аудиторию, а на заказчика. Когда заказчик - равнодушный распорядитель иностранного фонда, которого интересует лишь своевременный отчет о расходовании средств, - это одно. Искусство в этом случае просто тихо гибнет, художник превращается в бизнесмена, калькулятор заменяет холст и масло.

Но еще печальнее, когда заказчиком становится государство. Тут нужен не только отчет о расходовании средств, но и эффект, отдача. И поскольку государство у нас не мыслит категориями «красиво - некрасиво»,«эстетично - неэстетично», искусство становится придатком идеологии. Художник откладывает калькулятор и начинает выполнять соцзаказ. Самое время ждать появления на театральных подмостках спектаклей об успехах белорусских спортсменов, о борьбе за урожай, о строительстве Нацбиблиотеки и о внешнеполитических прорывах.

Следующее направление оказанной искусству поддержки - музыка. «Эстрадно-симфоническому оркестру Гродненской областной филармонии выделены средства на создание концертной программы «Беларусь вітае сяброў», - сообщает БелТА. И вправду, на уровне телеэфира, выступлений на радио и т.д. белорусский мэйнстрим - это еврошлягер и эстрадно-симфонические оркестры. Эти оркестры играют и переигрывают репертуар двадцатилетней давности, делая его с каждым разом все слаще. Рок, лаунж, эмбиент, r-n-b, хип-хоп и прочие музыкальные направления, популярные во всем остальном мире, у нас существуют в глубоком подполье. О них либо просто никто не слышал, либо слышал преимущественно в контексте запретов. В этом смысле концертная программа «Беларусь вітае сяброў» - наивысшая объективация белорусского духа. Выделение президентских денег на ее создание означает, что органы управления культурой ситуация не просто устраивает - они не мыслят ее по-другому.

Президентские полмиллиарда будут пущены также на издание книг о творчестве народного артиста СССР Ростислава Янковского и народного артиста Беларуси Михаила Финберга. Оба, заметьте, увековечиваются еще при жизни, что свидетельствует о неимоверных заслугах перед белорусской культурой. Отныне белорусский театр - это Ростислав Янковский, белорусская музыка - Михаил Финберг и эстрадно-симфонический оркестр Гродненской областной филармонии.

Не забыл президент про скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Будут изданы каталоги «Медное художественное литье ХII-ХХ веков» и «Белорусская скульптура. 1984-2004». Хорошо, что деньги не пущены на издание альбомов хохломской и жостовской росписи, а также каталога матрешек Ельцина и Путина. Эти примеры декоративно-прикладного искусства хоть и встречаются в местах массовой торговли культурными ценностями, но к актуальному белорусскому искусству относятся еще меньше, чем медное и художественное литье XII-XX веков.

Наконец, последнее президентское начинание - выделение средств на приобретение картин белорусских художников музеями страны. Только вряд ли в фонды галерей попадут те, с кем белорусское искусство ассоциируется на Западе, - Валерий Песин, Алексей Хацкевич или Борис Заборов. Их статус на родине - как у рокеров и рэперов. Их либо не знают, либо запрещают. Хотя в комиксах Саши и Сирожи больше европейского и общемирового контекста, чем во всех патриотических, военных и пасторальных сюжетах титанов советской школы. Героев Саши запросто можно представить себе на какой-нибудь выставке в берлинском «Тахелесе», мюнхенской Пинакотеке, барселонском Caixa Forum.

А вот крестьяне и партизаны белорусских советских классиков нигде, кроме ГХМа, уже не появятся. В конце концов, неореализм умер еще в 50-х. Сейчас актуальны новые синкретические направления - поп-сюрреализм, например смесь Энди Уорхолла, Сальвадора Дали и настенных граффити. У нас нечто подобное если и можно увидеть, то только не в музее. В нескольких минских кафе и одном музыкальном магазине настоящего, актуального белорусского искусства больше, чем во всех галереях вместе взятых.

Но в истории останется именно это, вписанное в международный контекст, искусство. Так же, как остался Шагал, ориентировавшийся не только на революционный соцзаказ, но и на европейскую культурную ситуацию. Правда, благодаря тому, как «умно» когда-то тратились деньги на развитие культуры и формирование музейных фондов, наследия Шагала почти не осталось в республике, и его родина вынуждена довольствоваться привозными экспозициями, а зачастую даже просто ксерокопиями картин, которые с гордостью выставляют на выставках.
Добавить комментарий
Проверочный код