Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№29 (548) 24 июля 2006 г. События. Оценки

Просим, гости дорогие!

24.07.2006
«Только у вас я задумываюсь, почему водителю негде остановиться»

Кирилл СПОТЫКОВИЧ

Для тех, кто страдает врожденным недоумением или имеет азиатские корни, гостеприимные владельцы редкого для Беларуси придорожного мотеля напоминают: «В мотеле у нас не курят! Если очень хочется, то вы можете сделать это на лоджии. Убедительная просьба не бросать ничего с лоджии и из окон. Вы в Европе!»

В который уже раз лучшие умы в стране озаботились тем, чтобы прорубить наконец для иностранцев окно в Европу и привлечь в Беларусь туристов. На прошлой неделе на заседании президиума Совмина был обсужден ход выполнения Национальной программы развития туризма в стране на 2006-10гг. Не важно, что обсуждение пришлось на самый пик сезона, когда впору обсуждать не ход выполнения, а подводить итоги. Главное, что «за 2005г. и прошедший период нынешнего года на территории туристических зон стали функционировать 72 сельские усадьбы, 39 домов охотника, 4 горнолыжных комплекса, 2 аквапарка». Под председательством премьер-министра было отмечено, что «на обустройство 92 объектов придорожного сервиса привлечены инвестиции 75 предпринимателей». В ответ на это опытные водители, в т.ч. иностранные, от удивления зачесали макушки: где они, эти обустроенные объекты придорожного сервиса?

Чтобы оценить придорожный сервис нежелательно ехать из Минска в сторону Могилева или Гомеля: слишком невелика вероятность того, что по пути встретится хотя бы скромных размеров киоск с газировкой. Широки и красивы пути для автомобилистов в нашей стране, если заглянуть, например, в программу «Дороги Беларуси». Но придорожный сервис, который во всем мире является показателем уровня цивилизации и экономического состояния государства, в Беларуси явно не поспевает за ошеломляющими достижениями отечественной промышленности, медицины, образования и особенно телевидения, которое все лучше и ярче рассказывает об этих самых достижениях.

Даже на трассе Минск-Гродно, призванной обеспечивать мосты в Европу, для того чтобы оценить придорожный сервис, нужно проехать не менее 50 км. Лишь здесь у вас появляется возможность нормально перекусить, принять душ и при необходимости остаться на ночлег.

…К вечеру на стоянке уже было больше двадцати большегрузных фур, в основном из Польши. Немногие водители-дальнобойщики заглядывали в местный ресторан, и ни один из них не стал прибегать к услугам гостиницы: привычка экономно относиться к командировочным вынуждает их ночевать в кабине машины.

Один из поляков не отказался разделить с журналистом немного алкоголя и после двух рюмок признался: «У нас уже давным-давно все дороги обустроены. Почему? Да как-то сами по себе. Это только у вас я задумываюсь, почему водителю негде остановиться. В Польше, как и во всей Европе, ни с гостиницами, ни со стоянками, ни с ресторанами никаких проблем нет. Это не для привлечения туристов сделано, просто ведь это отличный бизнес!»

Трудно сказать, насколько придорожный сервис в Беларуси является отличным бизнесом, но качество предоставляемых услуг явно соответствует печальным потугам, с которыми наше государство пытается привлечь к себе иностранного туриста.

Симпатичное здание мотеля внутри выглядит не столько привлекательно. У входа в гостиничный номер как-то даже предсказуемо оборваны обои. Телевизор в номере, понятное дело, не работает. В туалете мудрено, но малоэффективно функционирует смыв воды. Зато посетителей не без пафоса предупреждают: «Вы в Европе!» Даже картина на стене в номере кричит о том же: какие-то люди, скорее всего белорусы, тащат бревна из болота, чтобы построить что-нибудь европейское.

Винить в недостатках сервиса самих владельцев редких для Беларуси придорожных гостиниц, кафе, стоянок - это как заподозрить в нарушении госграниц перелетных птиц. По словам одного из специалистов в области сервиса, «уровень нашего сервиса такой же, как и многое другое в стране. Чтобы действительно развивать придорожный сервис, недостаточно просто доложить о ходе какой-то программы и о планах на следующую пятилетку. Не удивлюсь, если кто-то вдруг решит, что нужно через каждые 20 км на всех крупных белорусских дорогах построить по гостинице. И будет, как с агрогородками: быстро, пафосно, но без особого толку. Сервис должен развиваться по законам бизнеса, а не по чьему-то желанию. И все эти нынешние недостатки в гостинице устранятся очень быстро - за счет конкуренции. А пока коммерсанты боятся вкладывать в это деньги, никакая ни национальная, ни космическая программа не поможет».

И все же у одного из придорожных кафе на гродненской трассе нельзя не заметить, как быстро и очень ловко реализуется национальная программа развития туризма. Здесь позаботились даже об активном отдыхе для утомившихся водителей - у леса поставили стол для настольного тенниса. Неподготовленный турист удивится: а почему на столе нет верха? Почему стоят только одни ножки от стола? Как играть в теннис? Но настоящий европеец не растеряется и догадается, что над этими остатками стола можно весело поиграть, к примеру, в бадминтон. Вы ведь в Европе!

…По дороге в Минск не столько из-за любопытства, сколько из естественной надобности пришлось остановиться у небольшого здания, больше похожего на сельский магазин, чем на элемент придорожного сервиса. Желанный туалет чуть-чуть углублен в лес и словно показывает всем своим прискорбным видом желание привлечь иностранного туриста. Неплохая, надо сказать, идея - завлекать иностранцев не только сервисом, но и загадочностью. Пусть они к нам приезжают и теряются в догадках: что это за будка деревянная с дырой, в которую можно провалиться? Почему не предусмотрены ни вода, ни бумага? На то они и туристы - их нужно не сервисом завлекать, а секретами, загадками и наивными вопросами.
Добавить комментарий
Проверочный код