Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (548) 24 июля 2006 г. Радости жизни

Танцы под дождем

24.07.2006
Кустурица, конечно же, приедет. Или приплывет

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Новейшей истории белорусских оупен-эйров свойственны всевозможные неурядицы - то погода подкачает, то аппарат окажется так себе, то зрителей будет маловато. После состоявшегося на прошлой неделе в Крупках фолк-феста «Вольнае паветра» можно уверенно сказать: большинство этих проблем надуманные; вопрос - в уровне организации фестиваля. Под жесточайшим ливнем организаторы - пивоваренная компания «Сябар» и Пит Павлов - устроили настоящий праздник.

После нескольких недель утомительной 30-градусной жары проклинать пасмурную погоду было бы неловко. Организаторы держались бодро и на нервные звонки отвечали: «Никто ничего не отменял, но берите с собой что-нибудь от дождя!». Многие подготовились, раздобыв где-то гигантские куски целлофана и брезента. Некоторые явились с палатками и спальниками. Об остальных позаботились организаторы, предоставившие парочку двухэтажных автобусов и небольшую VIP -зону с навесом, бесплатным пивом, горячим кофе из термоса и кое-какой едой.

Во всем, что касается музыки, организаторы оказались столь же оперативными, умудрившись мгновенно заменить «Палац» и Drum Exstasy (которые, по официальной версии, «к сожалению, не смогут выступить, зато обязательно будут на следующем фестивале» ) дуэтом «Александра и Константин» и оркестром Змитера Войтюшкевича WZ-Orkiestra. Прочие нюансы удивили: огромная уютная сцена, прекрасный звук.

По размытым дорожкам к реке стекались нарядные крупчане с зонтиками, мужьями, детьми (их сажали на плечи, как на первомайской демонстрации) и бабушками (фолк-фест без бабушек - это нонсенс). Местных жителей привлекала, во-первых, доступная атмосфера народного праздника - торговые ряды с пивом, шашлыком, пирожками и разноцветными китайскими покемонами для малышей; во-вторых, народная музыка - это вам не рок-н-ролл, от которого морально устойчивые крупчане мигом умчались бы, унося на спинах детей.

От народных напевов аутентичных Guda бабушки, подобравшиеся поближе к сцене, расслабились, посветлели, морщинки на их смуглых щеках разгладились; некоторые даже заулыбались. Хотя фолк-манера Gud ’ы - суровая, вытягивающая наружу темные материи и подземные течения: почва из-под ног уплывает. Иначе реагировала местная молодежь: передавая друг другу бутылки с водкой, парни задорно хихикали и странно косились на длинноволосых застенчивых юношей с пламенными взорами и значками «За свабоду» на хипповых рюкзаках.

Впрочем, стандартных для подобных концертов противостояний (особенно в провинциальных городках) в духе «Ты че волосы отрастил, баба что ли?» не было - фолк оказался музыкой примиряющей, не субкультурной и поэтому всем родной и понятной.

Атмосфера фестиваля пугала: разрешали практически все. Можно было спокойно пить пиво, танцевать в грязи под дождем и даже жечь костры. Более того, для костров были заранее заготовлены дрова. Не разрешали только одного - когда некоторые особо хитрые минчане задумали своеобразную «игру в палатку» (см. книжку про Карлсона), уникальным образом разместив с десяток человек под гигантским целлофановым укрытием и воссев полупрозрачным гигантским монстром на влажные земли Крупок, «палатку» тут же расформировал массивный милиционер.

Печальные фолк-напевы уступили место безудержному веселью в стиле «к нам в корчму приехал цирк». Цирк показывал человек-театр Змитер Войтюшкевич, исполнив ряд разностилевых, но чрезвычайно пестрых композиций, относящихся к музыке разных народов («Представьте, в Японии тоже есть свои «Дажынкi» - вот и песня про это »), а потом растрогал присутствующих одиозным исполнением «Я нарадзіўся тут». Карнавальность Войтюшкевича расшевелила зрителей - девочки улыбались, мальчики размахивали зонтиками.

Следующим пунктом был умилительный клезмер-фолк от Minsker Kapelier. Это была настоящая феерия - жизнерадостные песни на смеси идиш и «мовы», саркастичные и добродушные тексты, зажигательные соло на гобое и виртуозная виолончель Анны Харченко. «Александра и Константин», за день до этого выступавшие на «Славянском базаре», представили свои фолк-хиты: яркость происходящего на сцене контрастировала с мутной пеленой грязи во всех остальных точках пространства; из-под зонтика казалось, что смотришь кислотный музыкальный телевизор.

Дождь усиливался, поэтому было решено урезать программу, и некоторые группы вместо полновесных сетов играли по нескольку песен. Музыканты не боялись выступать на абсолютно мокрой сцене, однако снаружи за них волновались, бормоча: «Вот, сейчас кого-нибудь точно ударит током». Девицы-красавицы из дуэта «Яр» дали фри-джазу, превратив фолк в импровизационный этно-авангард с неожиданными взвизгиваниями и безудержным фантазированием. Пит Павлов со своим бродячим оркестром играли нечто в духе Эмира Кустурицы: белорусско-балканские похоронно-свадебные пляски. В этом же духе, а-ля Брегович, они исполнили «Песню пра каханне» - тут-то и начали девочки валяться в грязи и играть в «Вудсток». «Хорошая репетиция «Басовiшча », - хихикали в толпе. «Говорят, хотел приехать сам Кустурица! - вдруг всплыло имя мэтра. - Только не смог. Но осенью обязательно приедет!» Конечно же, приедет. Или приплывет.

В финале под дождем шаманила «Троiца» - глубокая и пронзительная. Иван Кирчук, сообщив, что значительную часть крошечных предметов для извлечения звука (обычно он представляет зрителям целый арсенал странных объектов, расладывая их на специальном рушнике, точно нейрохирург перед сложной операцией раскладывает на стерильном столике трепанаторы, скальпели, зажимы и микродрели) он не будет использовать, «потому что они куда-нибудь уплывут в такой дождь», зарядил серию мантр.

Костры разгорались, дождь усиливался, девочки прыгали в грязи, под сценой давно сложили зонтики: мешают танцевать. Организаторы бегали с пластмассовыми мисками и раздавали всем горячую кашу с тушенкой: «Кому кашу? Кто еще каши не ел?»
Добавить комментарий
Проверочный код