Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (548) 24 июля 2006 г. Экономика

Паром против железки

24.07.2006
Россия расчищает Беларуси путь в Калининград

Ольга МИКША

Россия дала Литве две недели на выравнивание железнодорожных тарифов для белорусских грузов, следующих в Клайпеду и Калининград. Лето становится традиционной порой для решения экономических проблем российского анклава.

На прошлой неделе на встрече с российским вице-премьером Александром Жуковым и губернатором Калининградской области Георгием Боосом белорусский премьер Сергей Сидорский подтвердил готовность Беларуси переваливать через Калининградский порт до 2 млн. т внешнеторговых грузов: 1 млн. т калийных удобрений, 300 тыс. т продукции деревообработки и 700 тыс. т металла. «В первую очередь речь идет о минеральных удобрениях, - сказал Жуков. - Здесь есть достаточно серьезные перспективы: уже на первом этапе Калининградский порт может переваливать до 1 млн. т удобрений, которые Беларусь отправляет через другие страны. Правда, для этого министрам транспорта трех стран предстоит договориться о приемлемых тарифах за литовский транзит».

Однако сделать этого снова не удалось. По официальной версии, помешала недавняя смена правительства в Литве, в результате чего на запланированную встречу не явился новый литовский министр транспорта, а его представитель не был уполномочен подписывать судьбоносный документ. Согласно соглашению, унифицированные тарифы для транзитных грузов третьих стран должны были начать действовать 1 октября т.г. Министр транспорта России Игорь Левитин не преминул напомнить, что Россия выполнила свою часть российско-литовских договоренностей в рамках проекта «2К» (Клайпеда-Калининград), согласно которым транзит грузов, следующих в Калининградский порт, должен рассчитываться по тем же тарифам, что и для грузов, следующих в порт Клайпеды. «Россия пошла на это, потому что позиционирует себя в мировом транспортном сообществе как страна, которая выполняет договоренности», - заявил Левитин.

Литва до сих пор стимулирует загрузку своего порта более низкими транзитными тарифами. В этой связи российская сторона предложила Литве в течение двух недель сообщить о готовности перехода к новым условиям. «Мы две недели подождем, наберемся терпения, тем более что это позволяет с 1 октября работать по равным - я подчеркиваю, нам не нужны преференции, - по равным тарифам, по равным правилам игры», - отметил Боос. Губернатор полагает, что если Литва не согласится на эти условия, она сама себя накажет: лишится дополнительных грузов, а железная дорога лишится дополнительных доходов.

Для участников встречи в Балтийске организовали экскурсию по паромному комплексу Калининград - Усть-Луга. Терминал заработал в 2003г. как автомобильный и пассажирский. Теперь появилась возможность перевозить железнодорожные вагоны, одновременно до 115 - это два железнодорожных состава, по два рейса в неделю. Уже сейчас паром «Балтийск» может перегружать 1 млн. т грузов в год, но руководство порта планирует увеличить объемы и число таких судов с ростом грузоперевозок. По признанию трех сторон, это удешевит перевозки и снимет барьеры на пути российских грузов. В ходе экскурсии Левитин подчеркнул, что новый российский паром свяжет морем Калининградскую область с «большой» Россией и станет альтернативой транзиту российских грузов через территорию Литвы.

По словам Левитина, «предварительно мы имеем 1,5 млн. т грузов, которые идут из «большой» России в Калининград и из Калининграда на территорию остальной России». Паром снимает барьеры на пути калининградских грузов, применяемый внутренний российский тариф удешевляет их перевозку. Чтобы не слишком расстраивать литовских коллег, российский чиновник сказал также, что паром «готов совершать заходы и в литовский порт Клайпеду, а также работать на порты Германии».

Несмотря на заметное снижение товарооборота с Калининградской областью в I полугодии 2006г. (по калийным удобрениям - более чем наполовину), белорусская сторона продемонстрировала оптимизм и не поднимала вопрос об экономической нецелесообразности перевалки своих грузов через местный порт. Сидорский же выразил уверенность, что к концу года товарооборот между анклавом и Беларусью увеличится на 13-20%.
Добавить комментарий
Проверочный код