Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (548) 24 июля 2006 г. Экономика

Смысловые газогаллюцинации

24.07.2006
Что ждёт промышленность при новых ценах на газ

Ярослав РОМАНЧУК

Руководителей белорусских предприятий не пугает цена на газ даже $125 за 1 тыс. куб. м. Почти 75% опрошенных предприятий в рамках проекта НИЭИ Минэкономики «Конкурентоспособность промышленных предприятий Беларуси в условиях роста цен на импортируемые энергоносители» считают, что на внутреннем рынке они останутся конкурентоспособными. При таком росте цен сохранить свои позиции на российском и европейском рынках рассчитывают 70% промпредприятий. Даже при цене $200 55% белорусских организаций на внутреннем рынке, 38% - на российском и 41% - на европейском останутся конкурентными. Это мнение маркетологов и менеджеров преимущественно госпредприятий. Дежурный оптимизм или отсутствие четкого представления о будущем?

МАРЖА, ДА НЕ ТА

60,4% промпредприятий Беларуси считают, что цены на их товары аналогичны ценам конкурентов на внутреннем рынке. По российскому рынку таких респондентов меньше - всего 48,2%, по европейскому - 51,6%. Ценовая маржа между основными конкурентами на российском и европейском рынках у белорусских предприятий очень невелика. Оценку «ниже примерно на 5% » на внутреннем рынке дали 14,6% опрошенных, на российском - 16,5%, европейском - 14,8%.

«Ниже примерно на 10% » отметило гораздо меньшее количество предприятий: на внутреннем рынке - 4%, российском - 7,7%, европейском - 7,1%. За маржу более 15% ни по одному рынку не высказалось более 5%. Это значит, что региональный товарный рынок для белорусских товаропроизводителей достаточно интенсивен. Увеличение издержек, которое будет переноситься на цены, грозит потерей рынков. Разумеется, не всех и не сразу, но учиться управлять по-новому придется.

По мнению руководителя группы исследователей НИЭИ А.Готовского, «население Беларуси дотирует зарубежных потребителей отечественной продукции пищевой промышленности. Наоборот, сырьевые товары, продукция промышленности стройматериалов, машиностроения и металлообработки реализуется на экспорт по более высоким ценам ». Если не прекратить перекрестное субсидирование, вызванное административным регулированием цен, то продукты питания на внутреннем рынке еще больше подорожают. Экспортные же цены едва ли можно будет поднять безболезненно для производителей. Конкуренты белорусов только и ждут ошибок в ценовой политике.

Если абстрагироваться от бюджетных дотаций и других видов помощи от государства, то силу газового удара можно определить по доле энергоносителей в затратах промпредприятий. В целом по стране организаций, которые в затратах имеют более 31%, - всего 4,8%. До 10% имеют 65,9% предприятий. Естественно, данные для топливной отрасли сильно отличаются. Здесь в себестоимости у 30,7% предприятий затраты энергоресурсы превышают 31%. Часть затрат можно будет компенсировать за счет переноса цен для различных групп потребителей, но, по мнению, экспертов, повышение цен на услуги и топливного сектора не будет таким же, как рост цен на газ. Тем не менее население все равно ждет рост тарифов на теплоэнергию, электроэнергию и другие услуги ЖКХ.

Вторая наиболее энергоемкая отрасль промышленности - производство стройматериалов, где 56,4% предприятий имеет долю энергоносителей в затратах от 6% до 15%, выше 31% - еще 18%. Поскольку спрос на товары этого сектора формируют в основном потребители внутреннего рынка, а импорт ограничивается высокими таможенными барьерами, то в следующем году белорусские стройматериалы еще больше подорожают. Потребители согласятся с новыми ценами вынужденно, т.к. других, более дешевых альтернатив у них не останется. В остальных отраслях доля энергоресурсов у 70-80% предприятий не превышает 10%, что позволяет минимизировать потенциальные риски потери конкурентоспособности.

Тем не менее поведение правительства может быть не совсем таким, каким предположили эксперты. Сокращать бюджетные расходы, ликвидировать программы помощи предприятиям и секторам у нас пока еще не научились. Поскольку Минфин наверняка захочет подстраховаться, он едва ли снизит налоги. Они же будут взиматься с новых отпускных цен. А это увеличение поступлений в бюджет, которое должно компенсировать потери от падения объема продаж других предприятий.

РЕСУРС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Данные опроса позволяют сделать вывод о том, что «существует положительная связь между ценовой дискриминацией рынков и рентабельностью реализации на них продукции ». В принципе, в ценовой дискриминации нет ничего плохого, если ее параметры определяет сам производитель, а не чиновники. Опрос показал, что в Беларуси на внутренний рынок товары продают с отрицательной рентабельностью 12,1% предприятий, на российский (вот она, цена удержания традиционного рынка) - 11,3%, на рынки Европы - 9,1%. По нулевой рентабельности реализуют свои товары в Беларуси 13,1% респондентов, в Россию - 17,2%, в ЕС - 15,7%. Эти цифры говорят о том, что как минимум 25-30% предприятий даже при теперешних ценах на энергоресурсы явно дышат на ладан.

На рынке Беларуси с рентабельностью до 5% работает 53,4% промпредприятий, в Россию с таким же показателем продают свои товары 51,5% респондентов, в ЕС - 44,1%. Разумеется, можно как-то ужаться с данным показателем, но оборотных, тем более инвестиционных, ресурсов и без того нет. Поэтому даже при повышении цены на газ до $130 в нулевую и отрицательную рентабельность скатится еще как минимум 10-15% предприятий. А это не только бюджетные потери, но и рост нагрузки на бюджет, Фонд соцзащиты и банки, которым более настойчиво будет рекомендовано не прекращать кредитование проблемных предприятий.

В относительной безопасности находятся только 4-6% компаний, декларирующих рентабельность на своих рынках сбыта выше 25%. Поскольку зарабатывать много у нас так же опасно, как быть убыточным, то следует ожидать снижения рентабельности и в этой группе предприятий, по меньше мере на бумаге.

Таблица

СЦЕНАРИИ

Авторы исследования предложили три сценария повышения цены на газ. В первом сценарии Россия выставит нам $93,4 за 1 тыс. куб. м, что при фиксированной надбавке в $28,5 дает внутренний тариф для промышленных нельготных потребителей в $121,8. Средневзвешенная цена энергоносителей, потребляемая восемью основными отраслями, увеличится на 133,3%.

По второму сценарию Россия увеличит цену газа до $140. Тариф вырастет до $168,5 за 1 тыс. куб. м, а энергоносители подорожают на 166,6%. Наконец, третий, самый жесткий, вариант, предполагает рост цены газа до $200, а энергоресурсов - на 209,5%.

Сегодня около половины предприятий полагает, что их цены на всех рынках сбыта (кроме развивающихся стран) «конкурентоспособны, но близки к критическому уровню ». Относительный люфт в ценообразовании имеют не более 10% предприятий, продающих свои товары на внутреннем рынке, и 6-7% - на внешнем. Именно такое количество респондентов указало на то, что цены конкурентоспособны на 20% и более.

По первому сценарию оценки белорусских промышленников достаточно оптимистичны: 68,5% респондентов считают, что цены все равно будут не выше, чем у конкурентов; 17,9% ответили, что их цены будут на 1- 5% выше. Аналогичные ответы получены по российскому рынку: соответственно 65,9% и 13,2%. Практически в тех же рамках и оценки ценовой динамики на европейском рынке (речь идет о газовом тарифе для нельготных потребителей в $122 за 1 тыс. куб. м).

По второму сценарию ситуация выглядит заметно хуже. Только 54,1% респондентов заявили, что на внутреннем рынке их цены будут не выше цен конкурентов, т.е. в первую очередь импортеров. Цены на 1-5% выше, чем у конкурентов, заявили 15,5% опрошенных; на 6-10% - еще 14,4%. Разница в 10% в условиях конкурентного рынка означает скорую коммерческую смерть. По российскому рынку падение оптимизма еще большее. Только 51,9% отметили, что их цены будут не выше, чем у конкурентов; 16,3% сказали, что они будут выше на 1-5%, еще 10,5% - на 6-10%. Если же России удастся провести запланированную либерализацию и сокращение налоговой нагрузки, то с учетом быстрой модернизации основного капитала разница в ценах будет еще больше для еще большего числа белорусских экспортеров.

Третий сценарий - тариф в $228,5 - подпортит настроение еще большему числу промышленников, но отчаяния в их ответах не просматривается. Только 48% респондентов заявили, что их цены будут не выше цен конкурентов на белорусском рынке; 15,5% сказали, что будут выше на 1-5%, 11,7% - на 6-10%. По российскому рынку ситуацию спрогнозировали так: 45,7% заявили, что цены будут, как у конкурентов, 16,3% - что на 1-5% выше, 8,9% опрошенных думают, что цены будут выше на 6-10%. Получается, что при третьем сценарии доля предприятий высокого риска на внутреннем рынке составляет 14,7%, на российском - 11,2%, ЕС - 21,9%. В топливной промышленности число таких организаций варьирует от 52% на внутреннем рынке до 75% - в ЕС. По мнению экспертов НИЭИ, предприятий металлургии в группе риска нет. У производителей стройматериалов - от 31,5% до 37,5%, в легпроме - от 18,9% до 33,4%. Причем чем меньше предприятие, тем сложнее ему будет адаптироваться к новой ценовой ситуации, тем выше риски его банкротства.

Важный элемент всех трех сценариев - предположение о неизменности внутренних цен на нефтепродукты. Авторы имеют полное право на моделирование любой ситуации, выделив чистую газовую составляющую, дабы выяснить, как на ее динамику среагируют промпредприятия. Остается надеяться, что Россия прислушается к голосу «белорусского разума» и вместе с газовыми ценами не повысит цену сырой нефти для РБ, не пересмотрит для нее режим торговли, а белорусские чиновники - не допустят механического переноса тяжести новых цен на конечных потребителей и не накрутят налоги на новые цены. Впрочем, жизнь богаче одной, пусть даже хорошо выстроенной теоретически схемы.
Добавить комментарий
Проверочный код