Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (546) 10 июля 2006 г. Визави

Ученья тьма

10.07.2006
Результаты тестирования хуже, чем в прошлом году

Марина ГУЛЯЕВА

Каждый третий из 96.521 абитуриента, прошедших централизованное тестирование по математике, получил около 31 балла по 100-балльной системе. Не лучшие результаты и по русскому языку. Представители Республиканского института контроля знаний признают, что результаты «несколько смещены», но не склонны драматизировать ситуацию. В отличие от атакующих сегодня институт возмущенных родителей, убежденных в неправильности результатов: в школе мой ребенок получал совсем другие оценки! Чему учат в обычной общеобразовательной школе и хватает ли этих знаний при поступлении в вуз, обозреватель «БелГазеты» выясняла у директора Республиканского института контроля знаний Николая ФЕСЬКОВА и учителя математики минской СШ N217 Валентины ПУХОВОЙ.

Николай ФЕСЬКОВ: «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА СБОЕВ НЕ ДАЕТ!»

- За пять лет тестирование доказало свое преимущество перед традиционной экзаменационной системой?

- Идеальных систем вообще не существует. Но тестирование более объективно и справедливо ставит всех абитуриентов в равные условия. Компьютерная программа сбоев не дает! Тестирование предоставляет всем возможность поступать в учебные заведения по одним правилам. Ведь несмотря на существование единой программы для всех, субъективный фактор, сознательный или неосознанный, присутствовал всегда. Сознательный - когда была возможность протежировать «своих» абитуриентов. Неосознанный - когда, скажем, профессора в годах раздражал абитуриент с длинными волосами и в рваных джинсах. Тестирование же исключает подобные вещи: компьютер симпатизирует всем одинаково.

- Вам не кажется, что провозглашаемое равенство для лицеистов, гимназистов и учеников обычных общеобразовательных школ имеет обратную сторону. Хотя бы потому, что тестирование проходят абитуриенты разных учебных заведений, не говоря о специфических качествах каждого подростка. Скажем, безусловно талантливому, но медлительному ученику не хватило нескольких минут, но ему не позволяют закончить работу…

- Вы должны перейти дорогу. Остановились в ожидании зеленого света. Независимо от того, холерик вы или флегматик, зеленый свет для всех загорается одинаково. И одинаково для всех на переход отведено определенное количество времени. На заводе скорость конвейера не зависит от того, что выполняющий свои функции на этом конвейере специалист - эмоциональный человек.

Речь идет о том, что существует минимальный уровень требований, которого надо придерживаться. В противном случае получается, что для каждого абитуриента нужна своя программа, свое время и свои экзаменаторы - это нереально.

- Предложенные в этом году тесты были нереально сложными, о чем говорят результаты…

- Меня удивляет дилетантский подход к этому вопросу, растиражированный некоторыми СМИ. Как написала «Комсомольская правда», «в вузы поступают троечники» - полнейший абсурд!

- Но ведь действительно, средний балл прошедшего тестирования по математике, русскому языку - около 31.

- Во-первых, неправильно само определение - средний балл. Во-вторых, главной целью тестирования является ранжирование абитуриентов, поступающих в учебные заведения. Конечно, процесс такой достаточно объективной формы контроля позволяет определить и уровень знаний. Да, наша 100-балльная система - это шкала. Но ее предназначение заключается в том, чтобы в диапазоне этих 100 баллов мы могли разместить всех претендентов на высшее образование. И разместить так, чтобы у вуза при конкурсном зачислении не было проблем.

Неверно оценивать полученный результат тестирования как плохой или хороший: мол, если всего несколько человек получили высокий результат, это говорит о низком уровне знаний абитуриентов. На самом деле, чем больше 100-балльников, тем хуже тест, основная задача которого, вновь подчеркиваю, - отбор абитуриентов. Давайте представим, что на факультет журналистики, где всего 50 мест, придет три сотни человек со 100-балльными результатами. Что вы будете делать? Да, результаты этого года действительно несколько смещены. Но в прошлом году тестирование проходили только абитуриенты вузов. В нынешнем - абитуриенты вечерних и заочных отделений вузов, а также абитуриенты всех ссузов обязаны пройти тест. Естественно, качество их подготовки ниже.

Но, говоря о правилах проведения теста, в соответствии с мировой практикой количество абсолютно правильных ответов не должно превышать 5%. Если превышает, значит, или времени было слишком много, или задания предлагались чересчур легкие. То, что на тестировании по математике 11 человек получили высшие баллы, - это не показатель успеха или неуспеха.

- Но если уровень их знаний действительно высок?..

- Значит, были чрезмерно легкие задания. Вы не понимаете сути проблемы. Если эти 11 человек понесут свои сертификаты на факультет, где принимают всего 10 человек, значит, 11-й будет лишним. В этом случае тестирование превращается в слишком дорогостоящую игру для абитуриентов. Безусловно, те, кто получил высокие баллы, имеют более высокий уровень подготовки. Но если в школе все ученики 11-х классов, всех четырех параллелей, получили 100 баллов, то при тестировании такого быть не может. Если мы предложим такие задания, по результатам которых хотя бы половина абитуриентов получит максимальный балл, это будет профанация системы отбора абитуриентов.

По белорусскому языку максимальную оценку, 98 баллов, получили всего два человека, 25 тыс. абитуриентов - 42 балла и выше. Конечно, вы скажете, что это мало, а какая-нибудь расстроенная мама с возмущением будет говорить, что в школе ее сын писал на гораздо более высокую оценку. Это неправильный подход! В конце концов, надо понять, что абитуриентское тестирование дифференцирует соискателей студенческого билета и ранжирует их в соответствии с полученным результатом.

- В результате сегодня все школьники вынуждены заниматься с репетиторами, ходить на подготовительные курсы за приличные деньги, но в итоге все равно получить низкий балл…

- Речь идет о совершенно иных вещах. До тех пор пока на одно место в вузе будет три человека, как бы школа ни работала, поступит только один! Один!

- Поэтому задания по русскому языку и математике соответствовали второму и третьему курсам институтов?

- Знакомый директор школы как-то мне сказал: мол, тесты такие сложные, что даже я не могу их решить. Я говорю: «Принесите, я посмотрю». Год жду. Авторитетно заявляю: все задания соответствуют школьной программе. Сейчас много критикуют тесты по математике. Скажу только, что 12 из 25 заданий были на уровне базовой школы - 9 классов! А ведь сдавать тесты идут одиннадцатиклассники!

Приятно отметить, что средний балл учеников 11 «В» СШ N203, где математику преподает Наталья Устинович, составил 58. Есть и такие, которые получили 93. Это к разговору об уровне сложности математических тестов. Но, поймите, даже если вырастет уровень подготовки всех абитуриентов, все равно придется их ранжировать, повышая сложность заданий.

- Если не о качестве подготовки абитуриентов, тогда о чем говорят 32 балла?

-Это не «троечники», как пишет «Комсомольская правда», таково их место в рейтинговом списке. Давайте, чтобы уж совсем было понятно: это ваше место в очереди в ЖЭСе, когда вы хотите что-то оплатить. И говорить об ухудшившемся качестве школьного образования тоже неверно. Вопрос в том, что существует определенное количество мест - не больше, не меньше.

44 балла и выше по русскому языку получили всего 27,9% абитуриентов. Всего! Эти 27,9%, естественно, претендуют на бюджетное место. Вероятность поступления со-хра-ня-ет-ся!

- Какая-нибудь мама сказала бы: мол, вы специально «заваливаете» ее сына…

- Мы этой маме ответим, что изо всех сил стараемся найти для ее сына то место в общем рейтинговом списке, используя научные подходы и компьютерные технологии. Ваш ребенок с 42 баллами из 26 тыс. абитуриентов оказался на достаточно высоком месте - у вас есть шанс на поступление!

Вообще, эту систему дети приняли быстрее, чем родители, ребенок чувствует себя увереннее, чем на традиционном экзамене. Одно дело - отвечать на три вопроса, которые ты обязан знать, и совсем другое - тест, позволяющий проявить все свои знания.

- Вы согласитесь с мнением, что один из недостатков тестирования - невозможность увидеть допущенную ошибку?

-В этом случае тестирование, как таковое, исключается. Потому как на каждого абитуриента нужен отдельный преподаватель, который будет рассказывать о допущенных ошибках. Почему мы должны заниматься этим репетиторством, когда в наших обязанностях - решение совсем других задач?

- В прошлом году, отвечая на вопрос ток-шоу «Выбор» «Вы за или против тестирования?», 70% позвонивших проголосовали «против». Почему не прислушиваетесь к мнению народа?

- Очень просто. В прошлом году одна треть от всех претендентов поступила, и потому проголосовала «за», а две трети непоступивших, естественно, проголосовали «против». Нам ведь проще кого-то обвинить в своих ошибках, чем самих себя. Проще сказать, что виновата новая система, ату ее!

СПРАВКА «БелГазеты». Николай Феськов родился в 1947г. в Гомельской области. Окончил БГУ по специальности «география», аспирантуру пединститута, Академию народного хозяйства при Совмине СССР по программе для руководителей и специалистов госучреждений. Работал учителем, замдиректора по учебной части, директором СШ, главным инспектором, главным экспертом, начальником Главного управления общего среднего образования Минобразования РБ. Кандидат педагогических наук, доцент. Женат.

Валентина ПУХОВАЯ: «У НИХ НЕТ ШАНСОВ»

- Только 11 человек из 96 тыс. абитуриентов, прошедших тестирование по математике, получили высокие оценки, каждый третий - около 31 балла. Как вы оцениваете этот результат?

- Как очень низкий. Учитывая то, что наши учащиеся занимают призовые места на международных олимпиадах по математике, я считаю, что результаты тестирования никак не могут быть показательными. Или, с другой стороны, очень показательно демонстрируют уровень сложности заданий. Я лично склонна предполагать второе.

- Представители Республиканского института контроля знаний настаивают на том, что все задания тестов, в частности по математике, соответствуют школьной программе.

- Передо мной лежит программа средней общеобразовательной школы по математике, утвержденная Минобразования в 2000г. Больше она не обновлялась. На стр. 11 написано: «В разделе «Содержание обучения» задается перечень вопросов, предназначенных для изучения в школе. Вопросы и темы, отмеченные квадратными скобками, могут не изучаться в зависимости от целей изучения конкретного курса и от вводимого количества учебных часов в неделю». Откроем содержание образования для 10-11 класса. В квадратные скобки взяты тождественные преобразования тригонометрических выражений - то, что не предназначено для обязательного изучения, но присутствует во всех тестах по математике. Как и комбинация многогранников и тел вращения. И это далеко не единственные примеры!

Подобные темы учителя выносят на факультативы, которые можно посещать, а можно и не посещать. И поскольку эти темы не могут быть отработанными по определению, то, естественно, на тестировании дети не смогут их выполнить.

Да, можно сказать, что тест основан на школьной программе - ведь упоминание (!) о некоторых заданиях в ней есть. Но знать и уметь отработать какую-то тему - разные вещи.

- Можно ли сказать, что сегодня учитель и школа - заложники тестирования?

- Да. Ведь система образования предполагает некую преемственность, взаимосвязь между начальной школой и базовой, между базовой и средней. Но этой взаимосвязи между средней и высшей школой просто нет. Выпускные экзамены в школе и вступительные в вуз никак не согласуются между собой! Мы, учителя школ, готовим детей к одному, а, поступая в вузы, они сдают совершенно другое и по содержанию, и по форме самого экзамена.

Выпускной экзамен по русскому языку в школе - это изложение, в вузе - тест, по математике - контрольная работа, в вузе - тест. Чтобы был более или менее толковый результат при поступлении, нужно либо продумать единую форму сдачи выпускного и вступительного экзаменов, либо вообще отказаться от выпускного экзамена.

На мой взгляд, выпускной экзамен в школе просто не нужен, поскольку не несет никакой смысловой нагрузки. Мы могли бы последнюю четверть готовиться не к контрольной работе, а посвятить ее тестам - дети реально готовились бы к вступительным экзаменам. А получается, что мы как будто даже вредим нашим детям, готовя их совсем к другим вещам. И они вынуждены заниматься самостоятельно, ходить на подготовительные курсы, нанимать репетиторов.

- По результатам тестирования эта подготовка не результативна…

- Как показывает практика, высокий балл могут получить только дети, учившиеся в классах с углубленным изучением предмета, ученики лицеев и гимназий.

- А что делать ученикам обычных общеобразовательных школ?

- Лицеисты, гимназисты и ученики обычных общеобразовательных школ поставлены в неравные условия. Выпускники обычных средних школ, имея свои 8, 9, 10 баллов, не подтвердят на тесте этот результат. У них нет шансов. Обычная школьная программа не содержит того материала, который понадобится при тестировании.

- Вы согласны с тем, что тестирование - более совершенная система приема в вузы?

- Достаточно объективной систему тестирования никто никогда не считал. В своей практике я использую тесты как одну из форм промежуточного контроля. При проверке задач учитываются следующие моменты: задача может быть решена, может быть решена с ошибкой или вообще не решена. Тестирование не дает возможности отследить ход мыслей ребенка: или решил, или не решил. В итоге очень многих талантливых детей мы теряем.

И потом, у ребенка болит голова или он перенервничал, понимая, что это единственный шанс. Кстати, ведь в прошлом году была возможность пройти предварительное тестирование, результат которого можно было использовать, и была возможность сдать экзамен в вузе. Сегодня этого нет. Мне кажется, нужно сохранить за всеми вузами право принимать вступительные экзамены - все-таки это еще один шанс для ребенка.

На тестировании не исключена возможность угадывания ответа, что, естественно, не может объективно говорить об уровне знаний. Когда я была на курсах, где выступали составители тестов, они говорили: если ребенок во всех заданиях зачеркнет первый вариант, то «тройку» он уже получит. Если же без угадывания, то ученик обычно общеобразовательной школы при отличном знании предмета больше 55 баллов получить не сможет.

- По технологии тестирования, этот результат очень хорош, 100 баллов должны получить или единицы, или вообще никто, поскольку тестирование прежде всего «ранжирует» претендентов на высшее образование.

- Если мы говорим о цели тестирования не как об оценке знаний ребенка, а об отборе, тогда давайте оставим в покое школу и прекратим обвинять учителей, что они плохо учат.

- Как часто приходится это слышать?

- Во время вступительных экзаменов постоянно: во всем виновата школа. Но в чем? Конкретный пример. Количество часов по математике с каждым годом сокращается, и 4 часа в неделю для выпускного класса - это очень мало, т.к. темы очень большие и пройти их нужно всего за полгода. В оставшееся время нужно не только все повторить, но и подготовиться к выпускным экзаменам. Так что сокращение часов совершенно не оправдано.

Надо привести в соответствие выпускной экзамен в школе и вступительный в вуз. Либо отменить выпускной экзамен и поставить перед школой задачу - подготовить детей к вступительным экзаменам. Вполне возможно, что многие дети, которые говорят, что им не хватило времени написать тест, - это очень хорошие ученики, но они просто не подготовлены к письменному экзамену (в школе сдавали другой по форме экзамен!), они все делают очень добросовестно, очень медленно и очень аккуратно. Они знают, как решить, но у них просто не хватает времени.

- Но суть тестирования в том и заключается, что предоставляются равные возможности для всех абитуриентов: зеленый свет для всех должен загораться в одно время.

- Но дети-то все разные! Когда загорается этот зеленый свет, всегда кто-то делает шаг из строя на мгновение раньше. И что, всех остальных нужно наказывать?

СПРАВКА «БелГазеты». Валентина Пуховая родилась в 1963г. в Темиртау (Казахстан). Окончила физико-математический факультет Могилевского пединститута. Учитель высшей категории, работает в школе 18 лет. Замужем, двое детей.

СРЕДНИЕ БАЛЛЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Добавить комментарий
Проверочный код