Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№27 (546) 10 июля 2006 г. Тема недели

От добра добра не ищут

10.07.2006
5х100: позитив и негатив поровну

Ярослав РОМАНЧУК

На первый взгляд, в экономике страны за первые 100 дней очередного президентского срока Александра Лукашенко ничего принципиально не изменилось. Однако, несмотря на привычно стройные статистические ряды прогнозных показателей, в воздухе явно запахло переменами. О них говорят везде и едва ли не все: бизнесмены, чиновники различных уровней, оппозиция и даже монополисты.

САМОВОСПРОИЗВОДЯЩИЙСЯ ПРОГНОЗ

Предвидеть ломку тренда даже на одном товарном рынке весьма трудно. Предвосхитить и подготовиться к реверсу бизнес-цикла еще труднее. Для этого надо иметь не только безошибочное макроэкономическое чутье, но и недюжинную политическую смелость. Свои оценки будущего Александр Лукашенко основывает не только на цифрах, которые ему преподносят подчиненные. Он часто использует свою неслабую интуицию, игнорируя жесткую логику расчетов - то ли сам не верит им, то ли рассчитывает одолеть любую ситуацию убеждением или принуждением. А уж в умении оперировать кнутами и пряниками президенту не откажешь.

Каких бы показателей ни приказывал добиться Лукашенко, чиновники научились выполнять их с поразительной точностью. Причем не только по темпам роста ВВП, но и по инфляции, инвестициям или розничному товарообороту. За очередные первые 100 дней во власти глава государства не предпринял никаких попыток остановить процесс самовоспроизведения прогнозных показателей, что увеличило риски перегрева экономики активной инвестиционной политикой государства, равно как и стимулированием потребления домашними хозяйствами через рост доходов и упрощение доступа к кредитам.

Поскольку 100 дней президента прошли под лозунгом «от добра добра не ищут» - благо спрос на белорусские нефтепродукты продолжал расти, - речи о начале каких-либо реформ не могло и быть. Вариант «сдаться на милость российских союзников» тоже не входит в повестку дня президента. Если либерализацию экономики (правда, неясно, какой глубины) в контексте новых энергетических отношений с Россией еще можно представить, то сдачу Беларуси Кремлю и российским олигархам - едва ли.

Первые 100 дней очередной каденции президента РБ позволяют сказать, что это был самый спокойный период в ближайшие 12-18 месяцев его работы. Уже осенью предстоит решать весьма серьезные проблемы с Россией, а также адаптировать бюджет на 2007г. к новым ценам на газ. Рост числа недовольных неизбежен. Значит, обязательно будет изменено отношение кнутов и пряников - от бюджетного пирога придется кого-то отсекать.

Окончательное решение по поводу характера и содержания новой политики еще не принято. Не исключено, что паралич политической воли в плане начала реформ продолжится. В таком случае номенклатура все больше будет перетягивать одеяло на себя. Возможно, среди недовольных россияне попытаются завербовать «белорусского Януковича». Вопрос, готов ли Лукашенко к активной борьбе с ленивой и инертной белорусской номенклатурой во имя новой конкурентной Беларуси, открыт. Судя по частому исчезновению Лукашенко с экранов телевизоров в первые 100 дней третьего срока, эта проблема явно не дает ему покоя.

TOP-5 негативов

1. Сохранение практически в полном составе Совмина

Поддержка более 80% электората нужна как раз для решительных действий по системной трансформации экономики, по избавлению ее от баланса убыточных предприятий и санации финансовой системы. Экономические власти страны можно сравнить с эстафетной командой. Когда в нее входят такие сторонники централизованной плановой экономики, как премьер, министр финансов, помощник президента и глава Минэкономики, то можно с уверенностью сказать, что команда по направлению к рынку бежать не собирается.

2. Неспособность приструнить местных князьков и создать в стране единое экономическое пространство

С одной стороны, глава государства добился значительной централизации бюджетных расходов, с другой - не решился наказывать глав областей за возведение торговых препятствий перед белорусскими товарами, производимыми в других регионах.

3. Накручивание спирали госинвестиций, в т.ч. в строительство и сельское хозяйство

Совмин понимает, что без бюджетных ресурсов предприятия не в состоянии выполнять доводимые до них прогнозные показатели. Никто особо не задумывается над целесообразностью и перспективностью госинвестиций. Администрация приказала копать, Совмин ответил «есть». Зачем копать, где и когда остановиться, правительство до сих пор не узнало.

4. Усиление тенденции потери склонности населения к сбережению, а также активизация проедания доходов

Банкам порекомендовали облегчить выдачу кредитов, снизить их стоимость для отдельных категорий заемщиков и продолжать кредитовать госпредприятия вне зависимости от их финансового состояния. Механизм банкротства остался заблокированным, что не помешало Совмину рапортовать о постоянном повышении эффективности народного хозяйства.

5. Неспособность реально улучшить деловой и инвестиционный климат в стране

Провальной оказалась попытка улучшить процедуру регистрации и ликвидации предприятий. Ни на йоту не либерализированы цены, во многом антиэкономической остается налоговая система. Список лицензируемых видов деятельности и порядок их выдачи остался головной болью бизнеса. Система штрафов и наказаний по-прежнему жесткая. Прибавилось ограничений и запретов в розничной торговле. «Золотая акция» осталась в силе, как и практика неумелого бюрократического вмешательства в управление предприятиями. Самый яркий пример - резкое ухудшение дел на одной из «голубых фишек» белорусской экономики, на «Беларуськалии».

TOP-5 позитивов

1. Президент не продал «Газпрому» на предлагаемых условиях и в рамках существующего порядка активы «Белтрансгаза»

Ценность независимости страны и актуализация национального самосознания белорусов - это те вещи, которые Лукашенко может записать себе в актив вне зависимости от его внутренней мотивации. Передача России активов «Белтрансгаза» или любых других стратегических предприятий Беларуси в условиях энергетического шантажа все равно сохранит высокие риски их последующей национализации.

2. Актуализация темы демографии и проблем развития семьи

Понятно, что простой раздачей бюджетных денег рождаемость не увеличишь, но есть надежда, что молодые семьи дождутся развития соответствующей доступной инфраструктуры воспитания и обучения детей (детские сады, кружки, спортивные секции, кредиты, общежития и т.д.), а также динамичного рынка труда.

3. Усиление рыночной риторики и актуализация проблемы управления госсобственностью

Президент вновь отругал чиновников за отсутствие прогресса в области налоговой реформы, за низкое качество бюджетного планирования и госуслуг. В президентском послании звучали правильные слова по поводу интеграции Беларуси в мировую систему разделения труда и неизбежности адаптации рыночных решений.

4. Ослабление Комитета госконтроля

В недрах власти давно обсуждается идея ликвидации этого монстра и превращения его в стандартную контрольную палату. До конкретных решений дело еще не дошло, но, похоже, глава государства отчетливо понимает: палку контроля за деятельностью предприятий и их наказания явно перегнули.

5. Интенсификация контактов чиновников с независимым экспертным сообществом и международными экономическими и финансовыми организациями

Трудно сказать, приведут ли эти контакты к полноценному диалогу между властью и гражданским обществом, в частности с мозговыми центрами страны, но такие встречи начали проходить. Возможно, и руководители вертикали начинают понимать, что делить экономистов нужно не на своих и чужих, а на хороших и плохих. В любом случае, нелегко одновременно сохранить вокруг себя исключительно лояльных людей и влить в структуры власти новую творческую интеллектуальную мысль.
Добавить комментарий
Проверочный код