Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (546) 10 июля 2006 г. Радости жизни

Империя под киноударом

10.07.2006
Прошёл XXVIII Московский международный кинофестиваль

Андрей КУРЕЙЧИК

«Своим поступком, на наш взгляд, вы оскорбили не только Московский кинофестиваль, но и выказали неуважение к нашей стране и создателям фильмов из разных стран, которые представляют в Москве свои работы. Руководство кинофестиваля не видит никаких оправданий вашему бесчестному поступку», - такой текст был отправлен в адрес великого режиссера Михаэля Хайнеке, который за две недели до начала главного кинематографического форума России отказался возглавить международное жюри. О том, как развивались события дальше, обозревателю «БелГазеты» довелось наблюдать из фестивальной дирекции.

СКАНДАЛ НА ПЕРВОЕ

Такой беспрецедентный дермарш произошел впервые за всю историю Московского кинофорума, одного из четырех международных фестивалей класса «А». Члены жюри отказывались от работы и на других фестивалях: и в Канне, и в Берлине, и в Венеции. Но обычно такие конфликты решались тихо и максимально благообразно: выбывшего члена жюри просто заменяли кем-то другим. В Европе не любят скандалов, особенно тех, которые могут сказаться на репутации фестиваля.

Но современная Россия не может позволить себе просто простить художника. Любой демарш воспринимается как личное оскорбление нации, попытка унизить растущую мощь страны, болезненное наступление на амбиции. Поэтому дирекция кинофестиваля не просто отчитала Хайнеке, как мальчишку, не только убрала из программы кинофестиваля уже готовую и переведенную на русский язык ретроспективу его фильмов, но и опубликовала свою отповедь во всех крупнейших европейских СМИ, нанеся режиссеру такой репутационный ущерб, какой позволяли нанести почти бездонные финансовые возможности ММКФ.

КРУТИЗНА НА ВТОРОЕ

Открытие фестиваля по традиции прошло в кинотеатре «Пушкинский» при стечении всей артистической Москвы. До этого развернулась настоящая битва за пригласительные среди чиновников, бизнесменов, кинематографистов и просто тусовщиков. По признанию гендиректора кинофестиваля Рената Давлетьярова, ему пришлось буквально отключить телефоны, чтобы спастись от депутатов, генералов, чиновников правительства и администрации президента, пытавшихся прорваться на церемонию. В итоге все 2500 мест были расписаны поименно.

На церемонии открытия с китайскими танцами и оперными ариями традиционно солировал президент фестиваля Никита Михалков. Он представил два жюри: основное, которое в итоге возглавил французский кинорежиссер и по совместительству бывший супруг Софи Марсо Анджей Жулавски, и жюри «Перспективы» во главе с чешским режиссером и драматургом Петром Зеленкой. Там же была вручена и первая премия кинофестиваля - за вклад в киноискусство. Ее получил дважды обладатель Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля китайский режиссер Чен Кайге. Ему же доверили открыть кинофестиваль своим новым фильмом «Клятва» - самым дорогим историческим блокбастером в истории китайского кинематографа.

Поэтическая история о судьбе, любви и власти в некие легендарные времена обошлась китайскому бюджету в $35 млн. По американским меркам, сумма не ахти, но, по мнению российских продюсеров, снять то же самое в паритетных ценах американцам обошлось бы минимум в 5 раз дороже. Гостей на фестивале очень забавляло, что в Америке в фильмах такого рода все толпы давно рисует компьютер, а в этом фильме бегают тысячи живых китайцев.

После церемонии открытия на набережной Москвы-реки состоялся грандиозный банкет, на котором присутствовало полторы тысячи известных и влиятельных в мире кино людей из разных стран. Дилеры компании Mercedes бесплатно предоставили для нужд фестиваля 80 роскошных лимузинов для развоза гостей. Двадцать лучших барменов Москвы, жонглируя шейкерами и бутылками, делали изысканные коктейли на основе дорогих алкогольных напитков. По Москве-реке туда-сюда курсировал специальный катер, чтобы вылавливать тех, кто в пьяном угаре решил искупаться или просто свалился в реку. Первые падения в мутные воды Москвы-реки были зарегистрированы уже в час ночи…

В VIP- зоне банкета, которую заботливо охраняли от обычной публики вооруженные амбалы, уютно расположилась вся финансовая элита российского кино - от Михалкова, Давлетьярова и Митты до продюсера культовых фильмов «Брат» и «Брат-2» Сельянова и режиссера «72 метров» Владимира Хотиненко. Впрочем, к полуночи охрану сняли, после чего можно было наблюдать весьма любопытные жанровые сцены. Например, несколько подвыпившая актриса Алика Смехова уговаривала дважды обладателя Золотой Пальмовой ветви режиссера и продюсера Павла Лунгина снимать фильм об Анне Ахматовой. «Это я! Вы посмотрите, - г-жа Смехова отработанным жестом поворачивалась в профиль, который довольно крупным носом действительно отдаленно напоминает профиль великой поэтессы. - Ахматова - это же я!» На что Лунгин отвечал коротко, но ясно: «Нет, я не возьмусь» и опрокидовал полную рюмку спонсорского «Русского стандарта».

Примерно то же самое повторялось у г-жи Смеховой и с другими продюсерами. За всем этим с увлечением следили фотографы и корреспонденты гламурных и негламурных изданий, которых на фестивале аккредитовалось около тысячи.

КИНО НА ТРЕТЬЕ

Программа фестиваля состояла из двадцати фильмов, среди которых был только один российский. Два прошлых фестиваля подряд Гран-при «Золотой Георгий» доставался российским кинематографистам - Дмитрию Месхиеву и Алексею Учителю. Это сильно ударило по международному престижу фестиваля: иностранцы стали подозревать форум в кумовстве.

В этом году руководство фестиваля не стало скрывать, что третий раз подряд стать победителем конкурса российскому фильму вряд ли удастся. Понимая это, многие сильные фильмы не стали звать в конкурсную программу, ограничившись картиной, которую «прокатить» не жалко, - трэшевым фильмом Дмитрия Мурадова «Червь». Никто не удивился и не расстроился, когда эта работа ничего не получила.

ЭКСКЛЮЗИВ НА ЧЕТВЕРТОЕ

Впрочем, главной российской премьерой и настоящим украшением кинофорума стал закрытый показ фильма «Мастер и Маргарита». Эта картина имеет не менее мистическую и трагическую судьбу, чем судьба самого Булгакова. Снятый в 1993г. режиссером Юрием Карой за фантастические в те времена $4 млн., фильм обещал стать лучшей экранизацией культового романа. Для этого был собран лучший из возможных в то время составов: Валентин Гафт - Воланд, Анастасия Вертинская - Маргарита, Михаил Ульянов - Понтий Пилат, Александра Захарова - Гелла, Сергей Гармаш - Иван Бездомный… Список звезд - практически бесконечный. Съемки проходили в нескольких странах, для бала Сатаны использовали массовки из сотен голых барышень, для полетов Маргариты над Москвой применили уникальные по тем временам спецэффекты и краны… И несмотря на все это, фильм к широкому зрителю не может выйти 13 лет.

Виной тому, по мнению информированного источника из дирекции фестиваля, является человек по имени Сергей Шиловский, который объявил себя наследником Булгакова и потребовал $150 тыс. за права на экранизацию. Пикантность ситуации заключается в том, что г-н Шиловский не является даже родственником Михаила Афанасьевича. Он всего лишь племянник жены Булгакова, но в свое время ему каким-то образом удалось зарегистрировать свои права как официального наследника.

До тех пор пока спор не будет урегулирован, фильм останется лежать в банковском сейфе, где до него не смогут добраться видеопираты. Кстати, именно защитой от последних организаторы объяснили невиданные меры безопасности и конспирации, сопровождавшие этот сеанс. Все пригласительные были именными. Гости вынуждены были проходить три кордона турникетов, где у них изымалась любая фото- и видеоаппаратура. В зале через каждые три ряда стояли охранники и следили, чтобы зрители не фотографировали даже на мобильные телефоны.

Сам фильм оставил двоякое впечатление: с одной стороны, серая пленка, архаичный монтаж и плохой звук говорили о постперестроечном кино, с другой - блестящие актерские работы в гармоничном и мощном ансамбле сразу на несколько голов поднимали это кино над сериалом телеканала «Россия». Жаль, что это зрелище осталось доступным лишь нескольким сотням счастливчиков.

НАГРАДЫ НА ДЕСЕРТ

Закрытие фестиваля обошлось без сюрпризов. На церемонии снова блистал Михалков. Главный приз - «Золотого Георгия» - получил весьма искренний и профессиональный шведский фильм «О Саре». Приз за режиссуру достался ветерану «новой волны» французского кино Бертрану Блие за комедию «Сколько ты стоишь» с Жераром Депардье и Моникой Белуччи.

Кстати, сам Депардье и стал главным сюрпризом церемонии закрытия. Его привезли в Москву на частном самолете специально для вручения приза Станиславского «Я верю!» за вклад в актерское искусство. Депардье выглядел, как обрадованный ребенок, говорил путано, но весело и с удовольствием обнимался с Никитой Михалковым. После этого большая часть публика отправилась на финальный банкет с ведущим Романом Трахтенбергом и большим рок-концертом, а Депардье - смотреть матч Франция-Бразилия, который в тот вечер был ему намного важнее, чем все банкеты, фильмы и награды.

Белорусов на главном на просторах союзного государства кинофоруме в этом году замечено не было.
Добавить комментарий
Проверочный код