Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (546) 10 июля 2006 г. Экономика

Вклады глубокой заморозки

10.07.2006
оттают постепенно

Сергей ЖБАНОВ

Ударная группа, составленная из специалистов Нацбанка, Минфина и «Беларусбанка», наконец-то определилась с общей суммой компенсационных выплат вкладчикам - Br5,4 трлн., о чем, надо полагать, не без удовлетворения сообщили «Интерфаксу» в Нацбанке. Но точная дата начала второго этапа компенсации еще не определена. Хотя известно, что в 2007г. должна начаться вторая попытка, поскольку истекает срок действия указа президента от 21 апреля 1998г. «О компенсации обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг)».

В других вопросах организации компенсационных выплат царит еще большая неопределенность. Даже названная сумма - величина непостоянная. Прошел лишь месяц с тех пор, как премьер Сергей Сидорский рассказал депутатам ПП НС о планах по возврату советских долгов населению, как ориентировочная сумма компенсации ужалась в три-четыре раза. В отличие от спецгруппы премьер назвал депутатам сумму, варьирующуюся от Br15 трлн. до Br20 трлн., пояснив, что такой объем выплат за счет бюджета невозможен.

Другие источники пока тоже не оглашены. В Нацбанке настаивают на использовании бюджетных средств через выпуск долгосрочных бумаг. Однако в этой идее ничего нового нет. Программа, разработанная Нацбанком в 2003г., рассчитана на возмещение в течение 20 лет (начиная с 2007г.) обесценившихся вкладов (без учета облигаций 1990г. выпуска) и основана на российском опыте, предусматривающем поэтапную компенсацию за счет выпуска долгосрочных государственных ценных бумаг.

Конечно, можно критиковать предложенную схему, но альтернативы программе Нацбанка в правительстве нет. Вместо ее созидания глава правительства предпочитает дарить надежду людям. Так, в 2004г. Сидорский заявил, что «правительство Беларуси намерено в самое ближайшее время разработать механизм компенсации населению замороженных вкладов». С тех пор премьер явно прибавил, рассказав в 2006г. депутатам о том, что «правительство намерено решать вопрос компенсации замороженных вкладов, совместно с Нацбанком отрабатывается ряд подходов, которые найдут отражение в нормативном документе». И, безусловно, белорусский вариант будет выгодно отличаться от российской или казахской компенсации.

По новому плану спецгруппы размер выплат может составить эквивалент около $1,5 тыс. за 10 тыс. советских рублей. Этот размер определен с учетом инфляции, а не курса доллара, поскольку «в тот период доллар официально не котировался на внутреннем рынке». Это означает, что и в этом случае вкладчики не могут рассчитывать на сумму компенсации, учитывающую покупательную способность советских рублей. Тем не менее, судя по обещанным суммам, второй этап компенсации должен быть щедрее первой попытки, в ходе которой предусматривалось выплатить Br31,8 млрд.

Но фактически пострадавший народ пренебрег этой символической суммой. Конечно, сейчас в Нацбанке вправе рассказывать о том, что выплаты в течение 1998-99гг. составляли порядка $500 за 10 тыс. советских рублей и лишь в последующие годы из-за девальвации белорусского рубля эквивалент выплат снизился до $22 за 10 тыс. советских рублей. Тенденция снижения сохранилась и привела к тому, что в I полугодии 2006г. средний объем выплат составил Br17 тыс. на одного вкладчика. Еще в августе 2003г. Минфин признал, что «незначительный уровень выплат вызвал отсутствие заинтересованности граждан в получении указанной компенсации».

К этому времени «Беларусбанк» выплатил только Br12,2 млрд., а 61,3% компенсационных сумм на Br19,6 млрд. были не востребованы.По состоянию на 1 апреля 2006г. фактически на компенсацию использовано Br18,4 млрд., или 57,9% предусмотренных средств. Только 19% средств востребованы населением за последние три года, а 42% оказались не нужны никому.

Произошло это потому, что еще в 2003г. средний размер компенсационных выплат составлял Br10 тыс., а Совмин за четыре года до окончания важного мероприятия с прискорбием констатировал: «В настоящее время население практически не обращается в АСБ «Беларусбанк» по вопросу получения компенсации». 80% вкладчиков могли рассчитывать только на средний размер компенсации и поэтому пренебрегли оскорбительно низкой суммой.

История эта поучительна, поскольку дело не в суммах, которые обещаны, а в реальности источников формирования компенсационного фонда. На первом этапе компенсации власти тоже долго не могли определить источники финансирования проекта, а те, которые были в итоге названы, оказались фиктивными. Президент и правительство наивно рассчитывали пополнить создаваемый специально для этих целей внебюджетный фонд за счет возмещения «незаконно полученных до 1996г. кредитов на строительство жилья».

Кроме этого, власти полагали, что в фонд поступит и 50% доходов от приватизации республиканской собственности, а также добровольные взносы субъектов хозяйствования. Спецвыпуски государственных ценных бумаг на эти цели только планировались, но не проводились, и в итоге «Беларусбанку» пришлось целиком положиться на беспроцентные кредиты Нацбанка. Именно за счет эмиссионных кредитов Нацбанка были осуществлены те самые крупные выплаты, о которых сообщили «Интерфаксу» в Нацбанке. В 1998-99гг. практически все население, выплачивая инфляционный налог, собирало средства для бывших советских вкладчиков.

До 2004г. эмиссионные кредиты Нацбанка были единственным источником формирования средств фонда, которые сначала направлялись на финансирование дефицита госбюджета, увеличивая внутренний госдолг, и затем перечислялись в «Беларусбанк». Но с 2004г. и этот последний источник финансирования компенсационного фонда иссяк, поскольку Нацбанк был освобожден от необходимости финансировать дефицит госбюджета. Поэтому и сегодня найти даже Br5,4 трлн., а уж тем более Br15-20 трлн. непросто.

Хотя можно, если президент посчитает соблюдение интересов бывших советских вкладчиков более важным, чем строительство новых агрогородков, на которые ежегодно уходит почти Br14 трлн. Но агрогородки - это святое, а увеличивать госдолг за счет выпуска спецоблигаций Минфин не хочет, боясь спровоцировать дефолт. Банковские облигации тоже уже задействованы под новое жилищное строительство, а иностранный капитал такие проекты не кредитует. Придется опять мобилизоваться всем белорусским гражданам.

СПРАВКА «БелГазеты». Попытки решить проблему компенсации вкладов населения, обесценившихся в Сбербанке СССР, путем небольших выплат предпринимались в Беларуси, Казахстане, России и на Украине. В Беларуси и Казахстане компенсация производилась через компенсационные казначейские облигации, на Украине - через зачеты по коммунальным услугам и обменные учетные операции по компенсационным вкладам, а в Грузии бесплатная приватизация жилья была приравнена к компенсации вкладов. В развитых капстранах, не знающих подобных проблем, компенсационные выплаты по депозитным счетам производятся за счет единого страхового фонда, формируемого банками на случай банкротства. Размер предельного страхового возмещения отличается по странам. Наибольший размер страховых выплат (до $100 тыс. в расчете на один депозит) предусмотрен в США. В России с 1 октября 2004г. тоже действует система страхования вкладов, предусматривающая страховые выплаты до RUR100 тыс.
Добавить комментарий
Проверочный код