Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (546) 10 июля 2006 г. Экономика

Большие уже выжаты

10.07.2006
Пора браться за МСБ

Андрей ПОДВИЦКИЙ

Международная финансовая корпорация (МФК) ежегодно анализирует состояние делового климата нашей страны и дает рекомендации по его улучшению. Эксперты МФК на презентациях для полисимейкеров говорят об очевидном: дебюрократизация, дерегулирование и либерализация экономики - ключ к экономическому процветанию, конкурентоспособности и модернизации. Чиновники слушают, кивают в такт кликов мышки компьютера…

В ОБОРОНЕ

приказа сверху работники министерств и исполкомов едва ли отважатся интегрировать рекомендации МФК и независимых экспертов в разрабатываемые ими законопроекты и постановления. Парадоксально, но в 2007г. такой приказ они могут получить в более жесткой форме. Уже в этом году Александр Лукашенко заявил: «Сегодня из больших предприятий мы выжали практически все. За счет чего будем прибавлять ВВП в будущем? Только за счет модернизации и производства конкурентоспособной продукции на средних и малых предприятиях ». Это откровение, очевидно, навеяно текущим состоянием белорусской экономики и решимостью Кремля прекратить ее дотировать. Когда основной защитник неоплановой экономики призывает обратить внимание на развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), перспектива начала настоящих рыночных реформ не кажется такой уж нереальной.

Начать этот процесс будет очень сложно. Не потому, что полисимейкеры не знают, что нужно делать. МФК, Всемирный банк и многие другие организации разработали подробные, универсальные рекомендации по улучшению делового климата. Проблема в том, что чиновники чувствуют опасность для своих интересов. Дебюрократизация, дерегулирование и либерализация - это удар по их лоббистскому потенциалу, потеря синекур и источников дополнительных доходов.

Несмотря на очевидные преимущества развития МСБ, правительство продолжает сдерживать его потенциал: 41% респондентов опроса МФК, которые представляют МСБ, отметили, что в 2005г. качество деловой среды в Беларуси ухудшилось. Улучшение отметили в два раза меньше - 22% опрошенных, а 37% респондентов посчитали, что деловой климат в стране не изменился, т.е. остался одним из самых плохих в регионе.

МФК установила, что главная проблема деловой среды Беларуси - сложные административные процедуры. 72% респондентов считают их прохождение время- и ресурсоемкими. Большинство опрошенных называют практически все процедуры сложными: 67% респондентов считают таковым администрирование налогообложения и процедуру выдачи лицензии, 63% - проверки, 61% - регистрацию, 59% - получение разрешений.

Вторая по значимости проблема - макроэкономическая ситуация - отмечена «только» 58% опрошенными. Вызывает недоумение такое большое число людей, недовольных денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и институциональной политикой властей. Очевидно, что высокие темпы роста ВВП не радуют малый бизнес. Несмотря на большую валютную выручку от продажи нефтепродуктов, предприниматели так и не дождались облегчения доступа к кредитам, снижения налоговой нагрузки и недискриминационного режима работы на внутреннем рынке.

Эксперты оценивают тяжесть административной нагрузки на 2% ВВП - это еще один налог, который разрушает рабочие места и больнее всего бьет по МСБ. Швеция, Дания, Голландия, Великобритания приняли программы по 25-процентному снижению административной нагрузки. Белорусский МСБ такого внимания от своего государства до сих пор не удостоился. Вместо системной реформы делового климата власти пошли по пути мелких изменений в отдельные процедуры.

МЕЛКИЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА

МСБ постоянно жалуется на сложную процедуру регистрации и ликвидации. Президент принял указ N6 от 10.04.2006г., введя принцип «одного окна» для пострегистрационных процедур, сокращены сроки и стоимость регистрации, упростилась процедура согласования наименования компании, отменены штрафы за несвоевременную постановку на учет. По оценке МФК, до принятия указа регистрация длилась 25 дней, а постановка на учет - 16 дней. Сейчас - соответственно 20 и 10 дней. В результате выручка МСП увеличится примерно на $25 млн. в год. И это только от незначительного упрощения всего лишь одной процедуры, стоимость которой упадет с $736 (до указа) до $582 (после).

МФК рекомендует властям принять закон о регистрации, в котором надо учесть следующие положения: отменить требование по проверке содержания учредительных документов, отменить нотариальное заверение учредительных документов, сократить количество требуемых документов до пяти и ввести стандартные формы (бланки) для оставшихся, сократить перечень оснований для отказа в регистрации c 9 до 2 создать единый регистрирующий орган.

ДОРОЖЕ И СЛОЖНЕЕ

Тот незначительный прогресс, которого власти достигли с регистрацией, они с лихвой отыграли на процедуре получения разрешений. По сравнению с 2004г. число разрешений, которые вынужден получать МСБ, остается неизменно высоким - шесть. Однако средняя продолжительность получения одного разрешения выросла с 53 дней в 2004г. до 79 дней в 2005г. Средняя стоимость всех разрешений также резко увеличилась: с $1394 в 2004г. до $2070 в 2005г. Что толку, что регистрация стала на 21% дешевле, если разрешения подорожали на $676, что больше стоимости всей процедуры регистрации?

Вот как грустно прокомментировал ситуацию с системой разрешений один из респондентов:«Я окончил несколько учебных заведений и имею большой практический опыт. Тем не менее я не в состоянии разобраться в нашей разрешительной системе... Наверное, это могут сделать профессионалы в этой области - юристы или чиновники. А предприниматели для получения разрешений вынуждены тратить на это большие деньги ».

Среди проблем регистрационных процедур МФК установила ведомственный характер регулирования, противоречивое и несистемное законодательство, отсутствие перечня разрешений, а также сложность технических требований. Как заметил один из опрошенных чиновников, «рост количества истребуемых разрешений свидетельствует о том, что чиновники различных ведомств перестраховываются ». Никто не хочет брать на себя ответственность: страх совершить ошибку или быть обвиненным в коррупции парализует волю и здравый смысл. В результате доходы теряет не только бизнес, но и государство.

Рекомендации МФК помогли бы бизнесу и расширили налоговую базу для государства. Эксперты предлагают принять специальный правовой акт о разрешительной системе, в котором указать исчерпывающий перечень видов разрешений и органов, их выдающих, четко регламентировать процедуры выдачи разрешений, ввести декларативный принцип выдачи, регистрацию технических норм в Национальном регистре правовой информации, сократить число разрешений, провести инвентаризацию и обновление действующих технических норм. Реализация этих рекомендаций сэкономила бы МСБ десятки миллионов долларов.

ПРОВЕРКИ, НАЛОГИ И ЛИЦЕНЗИИ

В 2005г. число проверок одного предприятия сократилось до семи (годом раньше - десять). Каждая из проверок длилась в среднем 10 рабочих дней. Проверками было охвачено 66% предприятий МСБ. Чаще других проверками «доставали» налоговые органы (68% респондентов), пожарные (52%), органы санитарного надзора (45%). Чрезмерные полномочия инспекторов, отсутствие ответственности за необоснованное препятствование деятельности предприятия, неясность процедуры проверки, предвзятость инспекторов - на такие трудности в общении с контрольными органами сетует МСБ.

Меньше всего предприниматели хотят общаться с налоговиками: 65% опрошенных считают налоговое законодательство запутанным и противоречивым, 53% отмечают частые его изменения, 30% - частоту уплаты налогов. При таком налоговом администрировании есть отчего боятся контролеров. Тем более если налоговый инспектор приходит на предприятие не только проверять правильность уплаты налогов, но и с целью выполнения плана по поступлению в бюджет штрафов и пеней. Часты случаи, когда руководство компании сознательно идет на нарушения, включая потенциальный штраф в свой бизнес-план.

Бухгалтеры 62% из МСБ вынуждены работать сверхурочно. На каждом малом предприятии они тратят в среднем 1,6 часа в день на отслеживание изменений в законодательстве. По оценке МФК, стоимость сверхурочной работы бухгалтеров в Беларуси превышает $14,8 млн. в год, в то время как государство тратит на поддержку предпринимательства $1,3 млн.

Несмотря на то, что время выдачи лицензии в 2005г. сократилось до 24 дней (в 2004г. - 45 дней, в 2003г. - 27), процедуру лицензирования остается препятствием на пути развития МСБ. По мнению МФК, за счет отмены лицензирования розничной торговли и общественного питания количество выдаваемых лицензий можно легко сократить как минимум вдвое. Такие лицензии получали 49% опрошенных; 67% респондентов считают процедуру лицензирования сложной по причине большого количества документов, длительных сроков, неясности и противоречивости требований, высокой стоимости подготовки документов. Эти причины повторяются из года в год, но правительство не спешит создавать атмосферу доверия между государством и бизнесом. Есть все основания полагать, что белорусская номенклатура просто боится национального бизнеса. Иначе зачем возводить многочисленные барьеры на пути к реализации своего права на труд?

 * * *

В 2005 г. государство потеряло $26 млн. из-за сложности разрешительных процедур для открытия объектов торговли и общепита



Александру Лукашенко предстоит нешуточная борьба за поддержку национального бизнеса, если, конечно, он намерен видеть в нем своего союзника. Речь идет о кардинальной смене стратегического партнера. При помощи номенклатуры президент сумел консолидировать и укрепить единоличную политическую власть. При помощи национального бизнеса он может добиться реальной поддержки программы рыночных преобразований, и в первую очередь приватизации. С номенклатурой у нас делятся частью бюджетного пирога и монопольной рентой, а с бизнесом надо будет делиться собственностью. Дилемма не из простых. Прав президент: выжимать еще больше «соков» из государственных гигантов уже невозможно. Малый бизнес страны не надо «выжимать». Его надо просто оставить в покое, снизить налоги и гарантировать защиту прав собственности. Сделать это президенту вполне под силу: в отличие от России белорусский МСБ не будет требовать у него продажи «Белтрансгаза» или нефтеперерабатывающих предприятий. Деньги не те.
Добавить комментарий
Проверочный код