Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (546) 10 июля 2006 г. Экономика

Культурно платим

10.07.2006
Бюджет растёт

Ольга МИКША

Накануне профессионального праздника работников налоговых органов замминистра отраслевого ведомства Лариса Кондратова поделилась хорошими новостями: растет налоговая культура плательщиков, а вместе с ней и поступления в бюджет.

За первую половину 2006г. в бюджет Беларуси поступило Br10,7 трлн. При этом за последние 5 лет в сопоставимых ценах его доходная часть увеличилась в полтора раза и в прошлом году достигла Br19,5 трлн. Главную роль в обеспечении доходной части бюджета играют налоги, составляющие 85% поступлений. Кондратова отметила положительную тенденцию роста добровольных поступлений в бюджет - таким образом собирается более 90% налоговых поступлений. По ее мнению, это говорит о росте налоговой культуры плательщиков и улучшении работы налоговых органов.

«Это не значит, что остальные проценты взыскиваются по результатам проверок. Взыскания идут по обращению самих же налогоплательщиков, поскольку если нарушаются расчеты между субъектами хозяйствования, имеется дебиторская задолженность, не могут осуществляться платежи в бюджет, то в соответствии с законом налоговые органы имеют право произвести списание задолженности в счет уплаты налога», - пояснила Кондратова. Параллельно с этим отмечается снижение объема задолженности по платежам в бюджет. В Беларуси этот показатель является самым низким среди стран СНГ. Он значительно ниже, чем в странах с традиционными системами налогообложения: процесс взаимосвязан - поскольку растут добровольные поступления в бюджет, снижается и задолженность по платежам.

Целенаправленно ведомство трудится над выполнением поставленной президентом задачи по сокращению количества и сроков контрольных проверок предприятий. По данным МНС, за прошедшую пятилетку субъектов хозяйствования проверяли почти наполовину реже, а результативность проверок выросла вдвое. Например, по результатам контрольных мероприятий налоговых органов в январе-мае 2006г. в доход бюджета дополнительно поступило Br171,6 млрд., а за весь 2005г. объем таких поступлений в бюджет составил Br172 млрд.

Были качественно пересмотрены подходы к проведению контрольных проверок. По словам Кондратовой, в настоящее время они направлены на выявление теневого оборота и различных серых схем, ведущих к уклонению от уплаты налогов. При этом параллельно снижается количество проверок законопослушных налогоплательщиков. «И в этом году, и в ближайшую пятилетку мы намерены продолжать работу в этом направлении, с тем чтобы наши контрольные мероприятия не мешали налогоплательщикам, больше работать над предупреждением налоговых нарушений и продолжать выявлять в первую очередь различные теневые схемы уклонения от уплаты налогов», - заверила Кондратова.

ДЛЯ УДОБСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Помимо выявления схем сокрытия налогооблагаемой базы МНС не первый год работает над совершенствованием процедуры уплаты налогов. «Налоговую систему нельзя упростить, не изменяя других сфер налогообложения. Это взаимосвязано с совершенствованием системы бухгалтерского учета, ценообразования, межбюджетных финансовых отношений», - отметила Кондратова. Для этого в правительстве создана рабочая группа по сокращению количества налогов и упрощению методики их расчета.

К примеру, МНС предлагает изменить сроки подачи деклараций по расчетам налогов и упростить систему подачи этих документов. Рассматривается вариант подачи деклараций один раз в квартал вместо действующего в настоящее время порядка, в соответствии с которым документы подаются ежемесячно. Это касается всех налогов, кроме НДС, поскольку предприятиям-экспортерам, имеющим нулевую ставку НДС, сумма налога сейчас возвращается раньше, чем через квартал, и, таким образом, они задержат оборот средств. «Чтобы упростить уплату НДС, надо изменить систему бухгалтерского учета», - заметила Кондратова.

МНС предлагает продолжить сокращение некоторых льгот, которые не имеют большой эффективности для субъектов хозяйствования, но заметно усложняют расчеты налогов. Кроме того, в следующем году планируется отменить чрезвычайный налог и отчисления в госфонд содействия занятости.

Для малых предприятий подготовлен проект указа об упрощенной системе налогообложения и бухгалтерского учета. Ныне упрощенными схемами пользуется очень ограниченное число предприятий. Проект предусматривает расширение их сферы деятельности и объема выручки. Так, предприятиям будет предложен выбор по уплате налога с выручки - либо один 10-процентный налог, либо налог по уменьшенной ставке в 8% плюс НДС. Кондратова отметила, что при такой схеме предприятию не потребуются услуги высококвалифицированного бухгалтера: «Такой учет сможет вести любой мало-мальски грамотный человек».

В МНС рассчитывают, что принятие такой формы налогообложения и бухучета не только облегчит жизнь действующим субъектам, но и позволит выйти «из тени» тем, кто не желает нести затраты на ведение бухгалтерии. В этой связи, возможно, действие указа распространится не только на предприятия с 15 работниками, но и на более крупных юрлиц (например, с численностью работающих до 100 человек).

Особым завоеванием налоговой системы был назван принятый в конце июня указ «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений». В первую очередь он касается применения экономических санкций за нарушение налогового законодательства. Документом предусмотрены новые подходы к определению ответственности субъектов хозяйствования, обеспечивающие ее соразмерность объему причиненного вреда, дифференциацию размеров штрафов в зависимости от длительности просрочки исполнения обязанностей, возложенных на налогоплательщиков. В результате, санкции в значительной мере уменьшены, однако в МНС полагают, что бюджет от этого не пострадает: «Все же экономические санкции - это не мера поступлений в бюджет».

Начальник юруправления МНС Элла Селицкая отметила, что по ряду налоговых правонарушений данным документом действительно предусмотрено снижение экономических санкций и административных штрафов. Однако за неуплату налогов, которая совершена плательщиком умышленно, предусмотрено увеличение штрафных санкций. «Если на сегодняшний день за неуплату налогов путем сокрытия, занижения налоговой базы предусмотрен размер административного штрафа для должностных лиц от 20 до 30 базовых величин (БВ), то в указе, который вступит в силу 16 июля, за совершение неуплаты налогов умышленным способом предусматривается ответственность от 20 до 60 БВ», - пояснила Селицкая.
Добавить комментарий
Проверочный код