Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (544) 26 июня 2006 г. Личный вкус

Хор имени Марселя Марсо

26.06.2006
 

Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: театр-студия БГУ «На филфаке». Спектакль: Семен Альтов «Хор». Режиссер: Александра Борисова

Что это? К сожалению, по количеству театральных событий на единицу времени Минск значительно отстает не только от таких признанных театральных столиц как Москва, Лондон и Нью-Йорк, но и от каких-нибудь европейских середнячков с втрое меньшим населением, вроде Висбадена, Лидса или Тампере. Ожидание значимых театральных премьер в Минске может длиться месяцами. И все это время, пока театры не выпускают новых спектаклей, мы, налогоплательщики, продолжаем оплачивать ненапряжную жизнь и безделье этих довольно больших и дорогих коллективов. Это и есть отличие советского и цивилизованного подходов к театру.

В период этого депрессивного и неприличного для столицы ожидания единственное, что остается, - обратить внимание на второй эшелон театральной жизни, т.е. на спектакли театров, которые формально не являются профессиональными, но по уровню искусства иногда дают фору тем коллективам, которые гордо именуют себя «гостеатр». Справедливости ради следует отметить, что чаще всего любительский театр вполне соответствует своему статусу и утверждение героя Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля» о том, «насколько бы лучше играла Ермолова, если бы до этого день простояла за станком», на практике не подтверждается. Но бывают и приятные сюрпризы. Например, очень неожиданные театральные впечатления принес спектакль «Хор» театра БГУ «На филфаке».

Кстати, театр существует уже больше 10 лет. Основанный ныне покойными педагогами Людмилой Ермак и Сергеем Глебовым, коллектив продолжает свое существование, став модным местом культурного отдыха для студентов БГУ. Актриса и режиссер Александра Борисова сотрудничает с коллективом фактически с первого дня. Спектакль «Хор» стал ее по-настоящему самостоятельным режиссерским дебютом. Судя по награде международного фестиваля студенческих театров «Театральный куфар», дебют признан удачным.

Драматургия. «Хор» - это небольшой юмористический рассказ, написанный Семеном Альтовым в период перестройки. Обычно такие тексты не имеют ни единого шанса быть поставленными на профессиональной сцене: нет там ни глубины, ни многогранных образов, ни захватывающего сюжета, ни поэтического языка. Профессиональному театру, как говорится, там просто негде развернуться. Сюжет прост, даже примитивен: школьный хор под предводительством невзрачной учительницы отправляется в некое западное посольство и, попав в невероятный мир роскоши и лоска, выходит из-под контроля, на чем и строится весь юмор…

Режиссура. Что удивительно, Александре Борисовой удалось найти способ сделать этот материал и современным, и органичным. Оказывается, призрак Советского Союза - не в пролетарской символике и комсомольских песнях, а в искореженной психике детей и учителей. То, что совсем недавно казалось таким комичным, - ужас и одновременное преклонение советского человека перед всем западным и заграничным, - теперь все больше и больше возвращается в нашу жизнь, по мере того как страна выпадает из цивилизованного пространства. Борисова превратила школьников в мимов с выбеленными лицами и неестественной мимикой. Это куклы, искореженные идеологией страха и ненависти. Каждый образ, а их в спектакле никак не менее двадцати, получился ярким и узнаваемым, словно из детских воспоминаний. Не менее узнаваемыми для публики оказались и чувства, которые испытывают клоуны-пионеры. Сочетание реализма и клоунады, нормальных «иностранцев» и обезумевших советских людей создает ту прекрасную атмосферу настоящей фантасмогории, которая и поднимает «Хор» на фоне обычных студенческих спектаклей.

Плюсы. Это редкий спектакль, где светлая радость от того, «советского», прошлого соединяется с ужасом возвращения в советские же времена. Смех не смолкает в зале, но после спектакля остается странный осадок жалости к этим пионерам и их затюканным, вечно напуганным педагогам на фоне гигантской статуи Ленина, которую заботливо хранят в зале филфака, - видимо, в надежде на те времена, когда она снова понадобится…

Минусы. Это спектакль одной темы и одного плана. Его достаточно посмотреть один раз, чтобы все о нем понять.
Добавить комментарий
Проверочный код