Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№25 (544) 26 июня 2006 г. Экономика

Ужин для президента

26.06.2006
Все места заняты

Марина ГУЛЯЕВА

О «состоянии и основных направлениях развития общественного питания» будут говорить на этой неделе члены межведомственной комиссии по организации общественного питания в стране. Итоги работы отрасли внушают аппетит: товарооборот растет (115,7%), число предприятий за пять месяцев увеличилось на 500 заведений и составило 10,5 тыс., прибыль выросла в 2,2 раза. Непосредственные участники рынка без воодушевления потребляют сухие отчеты Минторга и добавляют в них специфические «приправы», произведенные исключительно в условиях белорусского ресторанного рынка. Блюдо получается любопытное.

ЛОЖКА МЕДА

Рестораторы прежде всего отмечают увеличение числа заведений средней ценовой категории, что подтверждается анализом предприятий быстрого обслуживания, проведенным в апреле Международным агентством социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ): не только растет спрос на эти заведения, но и меняется культура питания. По оценкам МАСМИ, 25% респондентов посещают предприятия общественного питания два-три раза в неделю, 19% - почти каждый день, 5% - больше чем один раз в день. Среди опрошенных есть категория потребителей (10%), которая не готовит дома только раз в две-три недели, 6% делают это еще реже - раз в месяц, 4% обедают и ужинают вне дома не чаще, чем раз в полгода.

И все-таки четверть респондентов уже не носит «ссобойки» и вкушает прелести общепита несколько раз в неделю. Впрочем, особенно не стоит обольщаться: едва ли не половина рынка общепита приходится на долю производственных и студенческих столовых. И тем не менее, отвечая на вопрос о выборе категории предприятия, подавляющее большинство (79%) назвали fast food (предприятия быстрого обслуживания). Надо полагать, что под этим термином в первую очередь имеется в виду сеть ресторанов McDonalds : 57% респондентов, приводя примеры имеющихся в стране предприятий fast food, первым называют McDonalds. Дальше с огромным отрывом следуют обезличенные столовые (6%). Известность «Лидо» среди опрошенных можно считать незначительной - всего 5% респондентов назвали это заведение. Но на самом деле этот результат не так однозначен. Во-первых, по проведенным ранее исследованиям, знание «Лидо» существенно выросло, а во-вторых, по сравнению с «Ростиксом» (2%), «МаксиБис» (4%) и «Экспресс-Криницей» (3%) предприятие УДП лидирует.

Но разрыв между McDonalds и существующими предприятиями fast food слишком значителен, чтобы не признать очевидное: пока бесспорную и заслуженную победу одерживают гамбургеры. На отечественном рынке fast food еще не создано оригинального белорусского предприятия (белорусское «Лидо» - франшиза латышского «Лидо». - М.Г.), которое могло бы предложить аналогичные по качеству и стабильности сервис и продукты.

В стране все еще не развита культура завтраков вне дома (всего 2%). Больше всего опрошенных посещают рестораны быстрого питания и столовые с целью пообедать (49%). Зато радует другая цифра - почти 30% предпочитают поужинать где-нибудь в кафе или пиццерии. На долю совсем поздних ужинов приходится крайне мало ответов, что можно объяснить: в сущности, это сделать негде.

Спонтанное знание брендов предприятий быстрого обслуживания (слева) и спонтанное знание рекламы бренда



ГОРСТЬ СОЛИ

В соответствии с утвержденной системой госстандартов по обслуживанию населения, в которой предусмотрен «норматив обеспеченности населения местами общедоступной сети предприятий общественного питания» (кроме производственных и студенческих столовых), на 1 тыс. человек должно быть не менее 15 мест. Сегодня, как сообщается на официальном сайте Минторга, эта норма перевыполнена - 19,7 мест на 1 тыс. потребителей.

Вероятно, по белорусской методике подсчета, в Беларуси уже действительно предостаточно ресторанов. И тем, кто рассчитывает удивить потребителя, пресыщенного разнообразием концепций, форматов, идей, лучше и не пытаться создавать что-то новое. Как сказал в интервью «БелГазете» один из минских рестораторов, пожелавший остаться неназванным, «процедура открытия ресторана совершенно точно не упрощается. Новые требования довольно прогрессивны с точки зрения гигиены труда, общего санитарного состояния. Но кухонный пол не бывает чистым в принципе - он чистый только в убыточных госресторанах, ведь там не готовят, потому что туда никто не ходит».

По словам нашего собеседника, сегодня существует несколько факторов, препятствующих качественному развитию ресторанного рынка. Первое - рынок ингредиентов с его негласным, но обязательным требованием использовать продукты отечественного производителя, чрезмерной документированностью и регулированием цен. Второе - рынок недвижимости. «Минск не проектировали и не проектируют под открытие ресторанов на первых этажах зданий, хотя в Европе первые этажи жилых домов занимают рестораны высокого уровня… Нужно, чтобы городские власти относились к ресторанам как к культурному городскому явлению, большой составляющей городской среды».

Но главная проблема в том, что основным собственником помещений выступает государство, поэтому практически все заведения создаются на площадях, условия аренды которых меняются значительно чаще, чем меню в ресторанах: «В Москве серьезный ресторанный проект стоит не менее $3 млн. В Беларуси никто не рискнет вкладывать такие деньги в арендованное помещение».

Поэтому у нас нет (и, похоже, пока не появится) ресторанов высокого уровня. Один из самых интересных и наверняка самых дорогих проектов в Москве - ресторан «Турандот». В его создание было вложено $50 млн. Недавно там обедал Путин. Где-то, наверное, его покормили и в Минске на прошлой неделе. Но можно не сомневаться: пятачка для дружеской встречи белорусского и российского лидеров на перевыполняющем план по количеству мест отечественном ресторанном рынке не нашлось.
Добавить комментарий
Проверочный код