Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№25 (544) 26 июня 2006 г. Экономика

Саммируем!

26.06.2006
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Состоявшийся минский саммит ЕврАзЭС не оправдал надежд ни одной из стран-участниц. Ни по одному ключевому вопросу развития ЕврАзЭС прогресса пока не наблюдается, поскольку Россия, многому научившаяся в ходе строительства союзного государства и Единого экономического пространства (ЕЭП), не спешит выдавать материальные авансы бывшим союзным республикам только за их лояльность к бывшей метрополии.

Экономика бывших союзных республик тесно связана с Россией, и поэтому не стоит удивляться тому, что на ЕврАзЭС приходится до 82% товарооборота всего СНГ. Какие-либо другие статистические достижения в сфере экономики на саммите озвучены не были. Скорее, наоборот. Например, Александр Лукашенко с явным сожалением говорил о степени согласованности таможенных тарифов - 62%. По словам белорусского президента, это означает, что «за год мы практически не продвинулись в формировании общего таможенного тарифа». В общем, прогресс нулевой. Но у главы МИДа Беларуси Сергея Мартынова, видимо, есть свой интеграционный спидометр, иначе не стал бы он называть ЕврАзЭС «динамично развивающимся интеграционным образованием с большой перспективой».

Где углядел Мартынов динамику интеграционного развития, остается загадкой. Это тем более удивительно, если учитывать единодушие белорусского президента и главы МИДа по основному вопросу - продвижению в создании Таможенного союза ЕврАзЭС. Его нет, как и не было, поскольку Россия создавать Таможенный союз ради вступления скопом всех стран-членов сообщества в ВТО явно не собирается. Такую позицию Беларусь считает «непродуктивной», предполагая, что вступление стран «по отдельности» создаст проблемы для сообщества в перспективе. Но в этом случае возникает другой вопрос к Мартынову: в чем состоит и где находится «большая перспектива» ЕврАзЭС?

Россия готова вступить в ВТО не позже середины 2007г. Об этом не раз заявлял глава МЭРТ РФ Герман Греф. О такой степени готовности к вхождению в мировое торговое пространство другим странам-участницам ЕврАзЭС (за исключением Кыргызстана, уже присоединившегося к ВТО) остается только мечтать. Поэтому коллективный поход в ВТО России ничего хорошего не сулит. В этом случае ее присоединение может отодвинуться как минимум на два года и разрушить все наработанные договоренности, зафиксированные в подписанных двусторонних протоколах.

Экономические последствия данного решения были бы печальны и измерялись бы в сотнях миллионов долларов убытка, которые трудно было бы компенсировать сомнительным политическим эффектом, достигаемым в рамках ЕврАзЭС. Но было время, когда Россия была готова даже на большие издержки, стремясь завершить создание союзного государства, а уж потом вступать в ВТО. Для реализации этого сценария Беларуси следовало лишь согласиться с введением единой валюты в заранее оговоренные сроки и с установлением контроля «Газпрома» над «Белтрансгазом».

Однако в Минске предпочли рассматривать эти решения как «венец» всему, а не как ответный шаг в обмен на дешевые российские энергоресурсы. И теперь любимая белорусская тема обеспечения равных цен на энергоносители в рамках союзного государства плавно трансформируется в проблему гарантированного энергоснабжения и обеспечения дешевого транспортного коридора в пределах ЕврАзЭС, поскольку сегодня из-за высоких российских транспортных тарифов и неунифицированных таможенных пошлин только 1,5% грузов проходит транзитом из Европы в Азию через территорию сообщества.

В Москве понимают, что даже после опережающего вступления России в ВТО снижение транспортных тарифов не утратит своего значения в качестве интеграционного стимула, и поэтому не спешат раздавать авансы ни Беларуси, ни Казахстану, ни другим странам-участницам сообщества, крайне заинтересованным в положительном решении этого вопроса российским правительством. Беларусь же, напротив, принимая участие во всех постсоветских интеграционных сооружениях, торопится, стремясь прежде всего решить свои энергетические проблемы.

Теоретически возможности в этой области необъятные. От ЕЭП Беларусь требует «недискриминационного доступа к природным ресурсам как факторам производства». Под этими факторами подразумевается в первую очередь природный газ. Об этом заявил вице-премьер Андрей Кобяков, рассказывая журналистам о будущей встрече Группы высокого уровня по формированию ЕЭП. От ЕврАзЭС в Беларуси ждут еще большего. О чем бы на саммитах ни шла речь - о транспортных ли и таможенных тарифах, о возобновляемых источниках энергии или о создании ядерно-энергетической базы в рамках ЕврАзЭС, в белорусской переговорной позиции все сводится к одному - решению энергетических проблем республики.

И в этом нет ничего плохого. Надо лишь пересмотреть дремучие взгляды на продажу части акционерного капитала белорусских предприятий, и все будет тип-топ. Без этого никаких благоприятных перспектив для экономики республики ждать не следует, поскольку никакой альтернативы российским энергоносителям не существует. Нет ее и установлению российского контроля над всеми экономическими процессами, происходящими на постсоветском пространстве. Это вопрос лишь времени, а не дискуссий.

Лишнее доказательство тому - постоянно расширяющийся перечень предприятий, к которым Москва начинает проявлять интерес. Например, на прошлой неделе зампредседателя правления «Газпрома» Александр Рязанов заявил о готовности российского холдинга рассмотреть приобретение нефтехимических активов наряду с созданием газотранспортного СП с «Белтрансгазом». По оценке Рязанова, рыночной стоимости Мозырского НПЗ может вполне хватить, чтобы оплачивать часть стоимости российского газа в течение двух-трех лет. Этого срока достаточно для того, чтобы белорусская экономика полностью адаптировалось к рыночным ценам на газ и вновь потянулась к прогрессу.
Добавить комментарий
Проверочный код