Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№23 (542) 12 июня 2006 г. Визави

Хатка в деревне

12.06.2006
как локомотив развития въездного туризма

Ольга МИКША

Президент РБ подписал два указа, направленные на развитие въездного туризма. Указ N372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в РБ» создает беспрецедентные условия для сельчан: владельцу усадьбы достаточно написать заявление, что он будет принимать у себя туристов, и заплатить годовой сбор в размере одной базовой величины. Кроме этого понадобится сельский жилой дом со свободными комнатами (не более пяти), отвечающий санитарным и техническим требованиям, подсобное хозяйство с растущей сельхозпродукцией, а также природные и архитектурные объекты, которыми можно развлечь отдыхающих. О своих ожиданиях от реализации положений указа корреспонденту «БелГазеты»  рассказали замминистра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА и владелец сельской усадьбы Прилучки Сергей МЕРКУЛОВ.

Чеслав ШУЛЬГА: «ЭТО ХОРОШИЙ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС»

- Как повлияет указ на развитие сектора туруслуг внутри Беларуси?

- Указ сыграет для нас огромную роль. Природные ресурсы на сегодняшний день - наиболее конкурентоспособная составляющая в организации туристического продукта, который может быть востребован не только внутри страны, но и за ее пределами.

В области экологического сельского туризма наблюдается стабильный рост. Урбанизация (более 60% населения Европы живет в крупных городах) и связанные с ней шум, интенсивный ритм жизни подталкивают к отдыху в деревне, на природе. А у нас, в Беларуси, нетронутая природа, которая в этих условиях может быть востребована.

Кроме того, мы ощущаем дефицит мест в гостиницах, особенно в провинции, в малых городах - выбор очень скромный. Поэтому, по нашим оценкам, на начальном этапе процентов на 40 мы могли бы восполнить потребность в жилье в сельской местности и малых городах за счет размещения в частном секторе. Возможно, потом из этого вырастут мини-отели. Такое развитие событий подтверждает и мировая практика: сначала за счет заработанных денег закрываются первоочередные потребности, затем появляется потребность вложить накопленный капитал во что-то более серьезное.

Принятие указа позволит легализоваться тем, кто уже принимает туристов. Хозяину усадьбы, возможно, и не жалко было денег, которые нужно было заплатить в качестве налога, но ему не хотелось заниматься всей сопутствующей бюрократией. Теперь для этого нет никаких проблем. А мы в свою очередь сможем оценить влияние сельского туризма на экономику: хозяин будет заключать с туристом договор на оказание услуг и потом информировать нас о количестве принятых гостей. Рассчитываем, что в течение года-двух сможем в разы увеличить число желающих заниматься этим бизнесом.

Принятие этого указа окажет существенное влияние на веру в завтрашний день: появится достаточное количество людей, которые захотят остаться или переехать в сельскую местность. Ведь у многих сельские корни, и теперь человек может вернуться, купить или восстановить хутор и работать. Это хороший семейный бизнес.

Кроме того, с помощью этого указа создается хорошая возможность рекламировать нашу страну за рубежом. Где как не в деревне сохранились обычаи, традиции, самобытность? Городской уклад в большей или меньшей степени уницифирован, а в деревне мы можем составить конкуренцию.

- На каких туристов ориентирован экотуризм?

- Сегодня у нас есть каталог с самыми различными усадьбами. В течение месяца Минспорта подготовит стандарт с минимальными требованиями, которые будут предъявляться к усадьбе, - санитарные удобства, габариты комнат, турмаршруты. В ближайшее время будет проводиться и сертификация сельских усадеб. Они получат различные категории, как гостиницы, - число «звезд». Думаю, проблемы с выбором не будет - у нас есть и коттеджная застройка, и сельский домик.

Мы рассчитываем в первую очередь на наших граждан, проживающих в крупных городах. Жители маленьких городов, как правило, имеют родственников в сельской местности и проводят там довольно много времени. По данным статистики, около 40% населения Минска не имеет ни дач, ни родственников в деревне, и они, на мой взгляд, вполне могут захотеть провести выходные на природе, в сельской усадьбе.

Экотуризм - это не только усадьбы, но и пешие, велосипедные и водные маршруты. Мы хотели бы таким образом включить в туристический оборот территории, пригодные для отдыха, но необустроенные. Например, бассейн Западной Двины: полагаю, этот указ активизирует тех, кто будет давать напрокат лодки или обустроит пляж, организует пункт питания.

- Это предполагает кооперацию - усадьба, пляж, прокат…

- В Литве, кстати, подобная кооперация уже развивается. На первом этапе они восстановили свои хозяйства, а потом посмотрели, что комплексную услугу легче предоставлять в кооперации и начали объединяться по две-три-пять семей. Думаю, через год-два мы также придем к этому уровню.

- Но прежде чем начать получать прибыль от приема туристов, человеку придется вложить определенную сумму в обустройство своей усадьбы. Где взять деньги?

- Указом определено, что дом должен отвечать установленным санитарно-техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Сельчане могут воспользоваться кредитными ресурсами для ремонта и реконструкции. Помимо этого можно кооперироваться с туркомпанией, которая впоследствии будет направлять в усадьбу туристов - чтобы часть средств на обустройство усадьбы выделил туроператор. Это ведь небольшие деньги - $5-10 тыс.

- Для продвижения услуг в области экотуризма понадобится реклама. Как грамотно вести рекламную кампанию людям из сельской местности, которые раньше этим никогда не занимались?

- Разработана программа подготовки и повышения квалификации сельчан, которые хотят заниматься экотуризмом. Уже проводится ряд образовательных мероприятий. Есть общественное объединение «Агро- и экотуризм», аккумулирующее интересы всех, кто занимается этим видом бизнеса, и помогающее им рекламировать себя. На последних турвыставках на льготной основе владельцам усадеб были предоставлены рекламные площади, проводились обучающие семинары с участием специалистов различных ведомств - все, что касается ценообразования, обустройства, правил взаимоотношений туроператор-турагент.

Каталог усадеб будет издаваться на постоянной основе. На сайте Минспорта и туризма на начальном этапе мы размещаем информацию от сельчан бесплатно, чтобы они могли стать на ноги. Так что дело остается только за частной инициативой. Сегодня поступило около 600 заявок от людей, которые активно хотят заниматься приемом гостей. Уже есть принимающие в течение месяца по 400-500 гостей.

Мы не рассматриваем деревню как панацею от всех бед. Деревня - это то, что может обогатить турпродукт. Чтобы человек за время своего пребывания в стране посмотрел и город, и деревню. Более того, деревня рассчитана не только на горожан, но и на тех, кто приезжает к нам по делам. У нас примерно полмиллиона человек приезжает в Беларусь по бизнес-визам. И мы рассчитываем, что эти люди в выходные дни, после дел, могут поехать в усадьбу и пожить там.

Впоследствии можно будет создавать комбинированные маршруты с соседними странами, чтобы турист мог сравнить усадьбы в Литве, Польше…

- Чей опыт использовался при разработке указа?

- Мы использовали мировой опыт. Сельское хозяйство, село везде поддерживается государством. Отрадно, что среди стран СНГ в этом вопросе Беларусь впереди всех и уже делится опытом. Мы направили сообщения о принятых документах в Совет СНГ по туризму и во Всемирную туристическую организацию. Там, кстати, наши достижения оценили и очень приветствовали: у вас не только спорт поддерживают, но и туризм! И нас готовы поддерживать, чтобы мы стали если не лучшими среди худших, то поначалу средними среди лучших.

СПРАВКА «БелГазеты». Чеслав Шульга родился в 1957г. в Витебской области. В 1979г. окончил Политехнический институт по специальности «автомобили и эксплуатация автомобильного транспорта». До 1985г. работал замсекретаря комитета комсомола по работе с иностранными студентами БПИ. С 1985г. по 2000г. занимал различные должности в бюро молодежного туризма «Спутник». В 2000-2001гг. - замминистра спорта и туризма. В 2001-2005гг. гендиректор Национального агентства по туризму. С сентября 2005г. - замминистра спорта и туризма. Окончил аспирантуру БГЭУ по специальности «экономика и управление туризма». Тема диссертации: «Формирование модели въездного туризма на примере РБ». Женат, имеет сына.

Сергей МЕРКУЛОВ: «УКАЗ НЕ ПОДТОЛКНЕТ ЛЮДЕЙ К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА»

- Как вам президентский указ?

- Это самое лучшее, что могло случиться в нашей ситуации. И на том большое спасибо. Указ легализует то, что уже существует. Ранее человек принимал туристов, обеспечивал их за дополнительную плату питанием, предоставлял экскурсионные услуги и т.п. Но по документам выходило, что все эти услуги входят в стоимость ночевки. А по всем сопутствующим услугам, которые усадьба оказывала гостям, считалось, что это бесплатное угощение. Теперь указ определил, что является услугами в сельском туризме - предоставление жилых комнат, питание, организация познавательных программ и другие услуги, связанные с приемом и размещением. Но сам по себе указ не подтолкнет людей к развитию сельского туризма. Для развития нужны деньги.

- Но ведь налогового бремени практически нет, и весь полученный доход можно вкладывать в развитие усадьбы?

- Чтобы сделать усадьбу достойного уровня, нужно вложить в нее достаточно много денег. Я в свое время построил большой дом в Прилуках для собственного проживания. Мы с супругой посчитали, что половину дома можно использовать для приема гостей. Чтобы принимать клиентов с комфортом, мне надо сделать совсем немного - установить систему очистки воды, сделать хороший бассейн. Допустим, мне надо взять в банке кредит в $50 тыс., а дом мой оценивается в $250 тыс. У меня нет ни акций, ни облигаций, все имущество, которое я мог бы передать в залог банку, - это жилой дом. Но у нас не развито банковское законодательство в области ипотечного кредитования, а по действующему законодательству я этого сделать не могу. А раз так, то я не могу взять деньги на развитие своей усадьбы.

В Литве и Польше развитием сельского туризма занимаются в основном молодые люди - для них это основной бизнес. Они вкладывают минимальное количество собственных денег, скажем, 10%, все остальное покрывается либо кредитами, либо прямыми дотациями Евросоюза.

В Беларуси сельским туризмом в основном занимаются люди в юго-западной, западной и северо-западной частях страны. Там сохранились понятия частной собственности, предпринимательства, там ближе соседи, у которых можно поучиться. Есть люди, отчаянно занявшиеся этим бизнесом и предлагающие очень простые дома, с минимальным комфортом и набором услуг. И есть те, кто строит комфортные дома специально для сельского туризма. Как правило, туризм для них - это хобби, а основной бизнес связан с другой деятельностью.

- А вы не можете взять кредит на ремонт и обустройство сельского дома под небольшой процент?

- Чтобы взять довольно крупную сумму, надо представить соответствующую декларацию о доходе, а сельские жители, по моему мнению, сделать этого не могут. А указ никак не регламентирует, как показывать доход владельцу сельской усадьбы, чтобы взять кредит. Кроме того, надо привести в соответствие саму усадьбу, вкладывать средства в инфраструктуру - велосипеды, байдарки, спортинвентарь и т.п.

- Предполагается, что усадьбы будут ранжированы по уровню комфортности и предоставления услуг. На первых порах белорусские усадьбы смогут привлечь гостей простым деревенским сервисом, параллельно вкладывая заработанные средства в развитие…

- Клиенты усадеб рассчитывают на достойный уровень комфорта. У нас ведь люди делятся на дачников и недачников. Дачники отдыхать в усадьбу не поедут, а недачникам одного сеновала мало. Я рассматриваю сеновал как одну из услуг в пакете комфортной усадьбы. Наши люди еще не забыли отечественные санатории с ненавязчивым сервисом, и нельзя загубить идею сельского туризма, предлагая им то же самое. Основные клиенты усадеб - люди со средним и выше среднего достатком. Помимо природы и свежего воздуха им нужны оборудованные санузлы и дополнительные услуги.

- А созрели ли клиенты для того, чтобы отдыхать в сельских усадьбах в Беларуси?

- Люди молодого и среднего поколения стали интересоваться историей родного края и созрели для путешествий по своей стране. Разумеется, сельский и экологический туризм не заменит поездку к морю, оздоровление, но совершенно отчетливо чувствуется, что людей уже тянет к познавательному туризму. Это предполагает наличие инфраструктуры, комфортный дом, вкусную домашнюю еду, дополнительные развлечения.

- Когда рассчитываете вернуть вложенные в усадьбу средства?

- Сельский туризм пока нельзя рассматривать как реальный бизнес. Хочу, чтобы моя усадьба была загружена шесть дней в неделю. Программа-минимум - заработанных денег должно хватить на обслуживание дома. Программа-максимум - в течение пяти лет окупить затраты на строительство своего дома и построить еще один.

СПРАВКА «БелГазеты». Сергей Меркулов родился в 1975г. в Могилевской области. В 1996г. с отличием окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «экономист-менеджер». С 1996г. по 2000г. работал в «Белагропромбанке». С 1994г. занимается торговым бизнесом. Женат, имеет двоих детей.

ДИНАМИКА РОСТА ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Добавить комментарий
Проверочный код