Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№23 (542) 12 июня 2006 г. Спорт

Футбол и баксы

12.06.2006
 

Константин ФИРСОВ

Болеют все! Нет, это не лозунг лоббистов фармацевтической промышленности. Это признак начала очередного чемпионата мира по футболу. Такое действо просто было обречено стать выгодным коммерческим проектом.

По мнению экспертов банковской группы ABN-AMRO, «победителем чемпионата мира в Германии должна стать европейская команда, представляющая страну, которая нуждается в мощном экономическом импульсе. Экономически можно предсказать, что скорее всего в финале сойдутся Италия и Германия». Однако, делают прогноз банкиры, с учетом рейтингов ФИФА и нынешнего состояния команд, в финале окажутся Франция и Бразилия. За третье-четвертое места будут бороться Англия и Нидерланды. Не менее известная банковская группа UBS Wealth Management Research предсказывает, что в финале сойдутся Италия и Бразилия, причем итальянцы победят.

Авторитетная финансовая компания Goldman Sachs опубликовала отчет, согласно которому, начиная с 1966г., рост фондовых рынков развивающихся стран, сборные которых выиграли мировой чемпионат, в среднем превышает темпы роста фондовых рынков стран-неудачников на 9-10%. В свою очередь страны, сборные которых проигрывали в финале, несли потери и на фондовом рынке: индексы снижались на 20-25%.

Исследование ABN-AMRO показало, что влияние футбольных побед и поражений на экономику не может вызвать финансового кризиса или, наоборот, бума, однако оно весьма существенно: «Победа в финале чемпионата мира в подавляющем большинстве случаев ускоряет темпы роста ВВП страны-победительницы на 0,7%. В то же время, проигравшие, т.е. отсеявшиеся на предварительных стадиях турнира, обычно теряют 0,3% своего ВВП ». Но из этого правила есть исключения. В 1974г. и 1978г. Германия и Аргентина вступили в период экономической рецессии, несмотря на то, что их сборные взошли на футбольный Олимп.

Экономический эффект футбола объясняется достаточно просто. Потребитель, находящийся в хорошем настроении, склонен тратить больше денег, чем его грустный коллега. Футбольная или любая другая победа неизбежно оживляет рынок сувениров, музыкальных и видеозаписей и пр. Футбольный успех способствует росту индекса потребительского доверия. Особенно это заметно в Европе и Латинской Америке. Когда в 1988г. сборная Нидерландов выиграла чемпионат Европы, в Голландии был зафиксирован резкий рост этого индекса - сразу на 7%.

Великие футбольные державы чаще привлекают иностранные инвестиции и обретают новых торговых партнеров. По мнению Washington ProFile, «футбольная экономика» имеет ряд ограничений: «Чемпионаты мира проводятся с 1930г., однако за это время чемпионов производили лишь два континента - Европа и Латинская Америка. Крупнейшие мировые экономики, базирующиеся в Северной Америке, Азии и Австралии, не испытывали на себе подобное влияние футбола. За все время мировую футбольную корону получали только команды из семи стран - Аргентины, Бразилии, Уругвая, Англии, Германии, Италии и Франции. Из-за этого масштабы анализа достаточно ограничены ».

Многие страны, считающиеся «бедными», участвуют в футбольных чемпионатах, но не имеют точной статистики. Поэтому очень трудно определить, каким образом футбол влияет на их экономики. Тем не менее известны некоторые показательные факты. В состав ФИФА входит 240 членов. (Для информации: в ООН - только 191.) ФИФА объединяет более 300 тыс. клубов и примерно 240 млн. игроков (30 млн. из них - женщины). ФИФА имеет статус некоммерческой организации. Согласно ее отчетам, ежегодно она получает прибыль в размере $700 млн. 96% своего дохода ФИФА получает за счет проведения футбольных соревнований, причем наиболее прибыльное событие - чемпионат мира.

Постоянно растет стоимость спонсорства чемпионатов мира. В 1984г. компании-спонсоры заплатили за это право $2 млрд., в 2006г. - $16 млрд. Это объясняется невероятной и глобальной популярностью данного соревнования. В 2002г. матчи чемпионата в общей сложности посмотрели 35 млрд. человек в 213 странах мира (финальный матч - около 1,5 млрд.), что на 38% больше, чем на предыдущем чемпионате. По данным компании Deloitte&Touche, ЧМ-2002 в Южной Корее и Японии принес организаторам примерно $260 млн. прибыли. Проведение чемпионата позволило увеличить темпы развития южнокорейской экономики и стало одной из причин окончания экономической стагнации в Японии, которая продолжалась 12 лет.

Футбол позитивно влияет и на традиционно нефутбольные страны. В 1994г. ЧМ проходил в США. Часть матчей состоялась в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Исследование консалтинговой фирмы Waltz показало, что экономика Лос-Анджелеса получила от этого $623 млн., а Нью-Йорк - $452 млн. По данным банка Barclays, чемпионаты мира способствуют падению производительности труда. Если бы английская сборная дошла до финала чемпионата мира 2002г., то британская экономика потеряла бы 0,3% ВВП: англичане любыми способами избегали бы работы, чтобы посмотреть футбол или поговорить о нем.

В свою очередь Центр экономических и бизнес-исследований в 2002г. пришел к выводу, что футбольный энтузиазм обходится десяти крупнейшим экономикам Европы в 0,3-0,75% ВВП, или $8,1 млрд., т.к. в период футбольной фиесты болельщики не могут нормально думать и работать. Вот только значительно больше потребляют пива и других горячительных напитков…
Добавить комментарий
Проверочный код