Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№23 (542) 12 июня 2006 г. Экономика

Наклейка на лоб

12.06.2006
Совмин расширил перечень маркируемых товаров

Ольга МИКША

Перечень товаров, на которые перед реализацией должен наклеиваться специальный контрольный знак, дополнен. При этом далеко не все разделяют уверенность властей, что эта мера позволит сократить теневой оборот рынка.

Согласно постановлению Совмина N669, в перечень таких товаров включены все виды чая и кофе, а также заменителей кофе; биологически активные добавки; аудиокассеты, CD, видеокассеты и DVD ; обувь и мобильные телефоны, за исключением б/у. Новый перечень начнет действовать через 6 месяцев со дня официального опубликования - с 1 декабря 2006г.

Требование маркировки распространяется на импортную и белорусскую продукцию. Отечественные товары должны маркировать производители, ввозимые - импортеры (продукция должна ввозиться на территорию страны уже промаркированной). Изготовление и реализацию контрольных знаков юрлицам и индивидуальным предпринимателям осуществляет Минфин по заявкам МНС. В настоящее время один контрольный знак стоит Br15. При этом включение его цены в себестоимость продукции не является обязательным требованием для производителей.

С марта 2005г. специальными знаками маркируются фасованные пиво и моторные масла, с мая 2006г. - растительное масло, икра осетровых (т.н. черная икра) и ее заменители, рыбные консервы, газированная и негазированная вода, слабоалкогольные напитки, расфасованные моющие средства. По мнению замминистра по налогам и сборам Василия Каменко, это товары, «которые наиболее активно вовлечены в теневой оборот, отчего страдают официальные дистрибьюторы известных компаний и производители». Налоговики полагают, что эффективность наклеек доказана за год их применения по отношению к пиву и моторным маслам. Так, по данным МНС, объем ввозимого в Беларусь только российского пива увеличился в 8 раз, моторных масел - в 1,5 раза. «Если есть знак, торговля принимает товар на реализацию. Если знака нет, то собственник рискует не только не продать товар, но и лишиться его, если об этом узнают контролирующие органы», - предупредил Каменко.

По оценкам предпринимателей, после введения маркировки в отношении воды и стиральных порошков их цена выросла примерно на 10%, а некоторые импортеры столкнулись с трудностями при установке оборудования для наклеивания марок. Однако рассказать «БелГазете» о процедуре получения знаков оптовики отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Сейчас этот вопрос занимает предпринимателей-импортеров обуви из России, т.к. на прошедшем на прошлой неделе заседании советов рынков ответ на него они не получили. Если выдача знаков будет проходить по заявительному принципу плательщиков единого налога или по данным книги учета движения товаров, это не станет преградой. Если маркировка все же станет одним из методов защиты внутреннего рынка от импортной обуви, о необходимости чего не прекращает заявлять «Беллегпром», то это вернет обувщиков и концерн к началу их эмоционального диалога.

Зато импортеры мобильных телефонов, также попавших в список особо контролируемых товаров, полагают, что эта мера никоим образом не повлияет на объем серого рынка мобильников. Действующее правовое поле позволяет контролировать ввоз и обращение трубок самым жестким образом, и если не работают эти требования - лицензия на ввоз, сертификация партий, регистрация каждой трубки, предоставление таможне уникального номера, маркировка вряд ли поможет. Например, по итогам мая количество новых подключений у трех GSM -операторов составило около 150 тыс. абонентов, а трубок было ввезено всего 15 тыс. штук. Кроме того, постановление не запрещает продавать без марки телефон, бывший в употреблении, а также вряд ли возьмет под контроль продажу мобильников через интернет-магазины (основной их объем продается именно через Сеть), а в салоны потребители заходят «только пощупать».

Как сказал «БелГазете» один из участников рынка мобильной связи, пожелавший остаться неназванным, «властям осталось прикручивать на мобильники госномер и заставить проходить техобслуживание, но и это не поможет».

СПРАВКА «БелГазеты». По данным МНС, за 2005г. теневой сектор экономики РБ составил Br15 трлн. В то же время из теневого оборота за этот период было изъято товаров и материальных ценностей на Br26, 9 млрд., доначислено налогов Br4 млрд. С учетом наложенных штрафов общая сумма поступлений в госбюджет составила Br39, 7 млрд. По оценкам МНС, теневой рынок в РБ составляет около 15% ВВП - как в США и ФРГ. Теневой рынок России составляет около 40% ВВП, скандинавских стран - в пределах 10%.
Добавить комментарий
Проверочный код