Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (540) 29 мая 2006 г. События. Оценки

Беларусь решила залететь

29.05.2006
от США и Канады

Елена АНКУДО

Приключения над Атлантикой направлявшейся с визитом на Кубу белорусской делегации во главе с премьером Сергеем Сидорским после отказа канадской стороны принять на дозаправку самолет с VIP-пассажирами и аналогичного демарша американской стороны уже по возвращении с острова Свободы получили на минувшей неделе вполне прогнозируемое продолжение. В послании народу и парламенту президент Беларуси предложил соотечественникам «показать свою гордость», перекрыв американским и канадским самолетам «основной маршрут». К предложению главы государства прислушались.

После того как президент назвал отказ канадских и американских властей «полной дикостью», ему оставалось лишь удивляться, что «не приняты адекватные меры» белорусским правительством. Спустя день о мерах заговорили. Первыми отозвались чиновники бывшего Госкомавиации, присоединенного после выборов к Минтранспорта в виде департамента по авиации. Комментируя высказывание президента корреспонденту «Интерфакса», некий клерк, пожелавший скрыть свое имя, сообщил, что «авиационные власти Беларуси готовы выполнить распоряжение правительства, ограничивающее транзитные полеты над территорией республики самолетов авиакомпаний США и Канады». Произведенные им подсчеты подчеркнули якобы незначительность проблемы: цена отказа Беларуси - $200 тыс. в год, поскольку авиакомпании Канады и США редко пользуются воздушными коридорами через Беларусь.

СПРАВКА «БелГазеты». В 2005г. над Беларусью пролетело около 125 тыс. самолетов 875 компаний из 88 стран. Удельный вес воздушных судов стран дальнего зарубежья - 53,3%, российских авиаперевозчиков - 31%. Над страной проходит 55 воздушных трасс общей протяженностью 25 тыс. км. За последние 10 лет количество полетов выросло на 60%.

«Принцип симметричности»
, свойственный Беларуси при принятии «любых решений», подхватило еще одного ведомство. На брифинге в минувший четверг начальник управления информации пресс-секретарь МИДа Андрей Попов заметил, что белорусская сторона действительно готовится к введению ограничительных мер в отношении самолетов США и Канады. Между тем, комментируя белорусскую инициативу «Интерфаксу», посол США в РБ Джордж Крол подчеркнул, что его страна не получила никаких уведомлений от официального Минска: «мы попросили объяснений, но пока их нет».

Оптимизм «адекватных мер» разделяют далеко не все отечественные авиаторы. Как признался в беседе с корреспондентом «БелГазеты» один из представителей Департамента по авиации, пожелавший остаться неназванным, «мы надеемся, что руководство обратит внимание на нелогичность таких запретов. Если страны ЕС проявят аналогичную принципиальность, белорусская авиация погибнет. Авиационный парк у нас небольшой: в Европу летают два «Боинга», взятые в лизинг, и два Ту-154М. Куда их направлять в случае отказа, трудно сказать. Можно обратить внимание на восточное направление. В настоящее время планируется приобрести еще один «Боинг», который может совершать еженедельные рейсы в Китай, но это только разговоры».

По словам источника, «после присоединения Госкомавиации к Минтранспорта проходит реорганизация, на которую отведено три месяца. Руководитель вновь образованного департамента по авиации и его заместители пока не назначены, все ждут кадровых перестановок и боятся принимать какие-то решения».

«БЕЛОРУССКУЮ АВИАЦИЮ ПОСТАВЯТ НА КОЛЕНИ»

По просьбе «БелГазеты» конфликтную ситуацию прокомментировал бывший пилот авиакомпании «Белавиа» Виктор П., который уверен, что в случае запрета на использование воздушного пространства Беларуси иностранными авиакомпаниями страна потеряет не только возможность совершать зарубежные рейсы, но и значительные средства, поскольку «$200 тыс. - это далеко не все средства, о которых можно говорить».

- Обеспечением пролета самолетов занимается РУП «Белаэронавигация», которая отпочковалась от советского «Аэрофлота». По сведениям пилотов, с каждого самолета, пролетающего над Беларусью, это предприятие получает около $500. Средства эти позволили реконструировать белорусские аэропорты, а зарплата у диспетчеров была больше, чем у пилотов. Даже на работу их возили в мягких «Икарусах», в то время как нам предоставляли старые неудобные автобусы, которые курсировали между городом и аэропортом «Минск-2» трижды в день. Приходилось напрашиваться в автобус к диспетчерам и порой получать отказ.

- Предположительный размер потерь, озвученный сотрудником департамента по авиации, - $200 тыс. Неужели это серьезные деньги для страны, пожелавшей проявить принципиальность?

- Сумма в $200 тыс. может вырасти на порядок, когда последует реакция членов международной организации гражданской авиации IKAO, куда, кстати, входит и Беларусь. Оценивая прибыль от транзита самолетов США и Канады, наши чиновники просчитались. Члены IKAO могут обозначить штрафные санкции для Беларуси. Насколько мне известно, самолету, на котором летел Сидорский, запретили не перелет, а посадку, которая требовалась для заправки. Мы же заговорили об отказе в воздушном коридоре, а это совсем другое дело. Если соответствующие санкции примут в странах Евросоюза, резонанс ожидается большой. Мне неизвестны подобные прецеденты в других странах мира.

- Заявления о предварительных намерениях белорусских чиновников могут вызвать санкции IKAO?

- Без сомнений. И это будет для нас очень болезненно. Изменение маршрута воздушного коридора зарубежных авиакомпаний, вынужденных облетать Беларусь, не скажется ни на времени полетов, ни на затратах. А белорусскую авиацию, если захотят, поставят на колени. Стране, у которой всего несколько самолетов, не с кем сравниться. Мы летаем в Европу, Москву - и все. Чиновники бросили бумеранг, который больно ударит по ним самим. Зато выиграет Россия, через которую будут летать граждане Беларуси.

- В каком состоянии, на ваш взгляд, находится белорусская авиация?

- «Боинги», взятые в лизинг, - это еще не развитие. Зимой из-за отсутствия рейсов «Белавиа» работает себе в убыток. На сборе летных отрядов объявляют сумму в $1,5-2 млн. убытков за зиму, которая гасится лишь к осени за счет чартерных рейсов и увеличения пассажиропотока. При этом большинство пассажиров предпочитает зарубежные авиакомпании - из-за дисконтных скидок и бонусов, которые наша страна не в состоянии предложить. Даже наши граждане не стремятся поддержать отечественное, когда есть выбор между «Белавиа» и «Люфтганзой».
Добавить комментарий
Проверочный код