Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (540) 29 мая 2006 г. Портмоне

Что-то spam’ятью моей стало…

29.05.2006
Спам наступает

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Вы никогда не обнаруживали у себя в почтовом ящике приглашения посетить занятия по американскому английскому или тренинг по эффективным продажам в Москве? А грузоперевозки по странам СНГ или московскую пиццу в минский офис не заказывали? Жаль… Может, запамятовали? Ни один почтовый ящик не обходится без спама, как театр без вешалки.

Любая коммерческая электронная рассылка, на которую вы не подписывались, противоречит большинству национальных законодательных актов о рекламе и нарушает права получившего ее потребителя. Свыше 80-90% таких писем уничтожаются нечитанными.

Сегодня Беларусь накрыло краешком волны спама, взметнувшейся в рунете осенью минувшего года. Несанкционированная российская рассылка по СНГ существовала и раньше, но лишь в 2005-06гг. приобрела характер эпидемии, в октябре 2005г. дав рост в 1,5 раза и поглотив свыше 80-90% общего почтового трафика рунета. Сегодняшний среднегодовой доход российских спамеров эксперты оценивают в $2 млн., ущерб от спама - в RUR850 млн. Согласно другой оценке, спам составляет 3% от совокупного бюджета российского интернет-маркетинга за 2005г., увеличившегося по сравнению с 2004г. вдвое и составившего $100 млн. К началу 2006г. волна рассылок стала спадать, но общий рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года все равно остался.

ПОЛУЧАЕТЕ ЛИ ВЫ SPAM?



СПРАВКА «БелГазеты». Стандартное предложение от российских спамеров выглядит примерно так: 2,5 млн. писем в час с гарантией доставки 90% писем в обход всех существующих фильтров. Объять всю Москву (3,637 млн. физических и юрлиц) можно за два часа и RUR5 тыс. 3,582 млн. фирм России и СНГ получат ваше рекламное послание за то же время и RUR6 тыс. Адреса в домене mail.ru (6,862 млн.) покорятся за сутки из расчета RUR10 тыс. за 1 млн. 2,862 млн. адресов деловой Украины, охватываемых тоже за 2 часа, обойдутся в RUR4,5 тыс. Наконец, все адреса зоны ru (13 млн.) получат ваше послание в течение 12 часов за RUR12,5 тыс. Возможна рассылка по любой заинтересовавшей заказчика стране - от $50 за 1 млн. Каждая третья рассылка сверх двух оплаченных бесплатно, при заказе более 20 рассылок в месяц - скидка 50%.

О том, как трудно отказаться от подобных предложений, свидетельствует весенний скандал, когда довольно крупный игрок на рынке фиксированной связи РФ - компания «Манго Телеком» - была поймана за руку при распространении спама, рекламировавшего услугу многоканальных телефонных линий с переадресацией звонков на номера заказчика и бесхитростно содержавшего принадлежащие «Манго» номера контактных телефонов. Рассылку телефонисты осуществили своими силами, зато адресную базу купили у спамеров: так проще. За порчу деловой репутации никто не приплачивал, да и не ожидал ее.

В течение последнего десятилетия спам регулярно признается одной из самых серьезных проблем информационной безопасности. В США со среднестатистического корпоративного почтового ящика ежедневно удаляется несколько тысяч писем незаконной рассылки.

Слабость фильтров и прочих технических ухищрений, как и репрессивных мер, хорошо иллюстрирует история с т.н. «нигерийским спамом», бороться с которым в прошлом году вознамерился сам Microsoft. Нигерийский спам отличается от российского примерно так же, как СПИД от сибирской язвы: он сопряжен с интернет-мошенничеством. Нигерийское правительство воевало с ним с 2002г. - естественно, почти безрезультатно. Даже на пару с Биллом Гейтсом нигерийские власти не расчистили Сеть. Несмотря на помощь Microsoft, спамеры оказались бессмертны.

СПРАВКА «БелГазеты». С мая 2003г. по июнь 2004г. власти Нигерии изъяли у подозреваемых в спам-мошенничестве $700 млн. Арестовано более 500 подозреваемых, более 100 дел прошло через суды, 500 расследуются. «Нигерийский спам» содержит просьбы о помощи при разделе суперсостояний, нажитых неправедным путем. Спамеры просят у вас немного денег или банковские реквизиты, суля взамен долю при «делюге». В СНГ уже появились русскоязычные варианты «нигерийского спама» с предложением поделить деньги Михаила Ходорковского.

Даже в самих США судебный прецедент прошлого года - т.н. «дело Джереми Джейнса» - нисколько не отрезвил спамеров. За незаконные рассылки суд штата Вирджиния впаял предприимчивому Джереми 9 лет. Тот рассылал до 1 млн. писем в сутки, торгуя несуществующими товарами и услугами - от порно до схем быстрого обогащения. Положительный отклик на послания Джереми составлял всего 0,3%, но даже столь ничтожный резонанс позволил спамеру сколотить миллионное состояние, зарабатывая по нескольку сотен тысяч в месяц.

Распространение спама в США вызывало прогнозы, что он рано или поздно задушит электронную почту. Ничего подобного: как показал прошлогодний опрос Pew Internet&American Life Project, несмотря на рост волны несанкционированных рассылок, лишь 53% респондентов против 62% годом ранее утратили доверие к электронной почте из-за спама, лишь 22% вместо 29% стали пользоваться e-mail реже. Пользователи привыкли, провайдеры тоже. Спам обошел все фильтры - и пользовательские, и провайдерские.

Тем не менее средство борьбы со спамом, как кощеева смерть, дремлет в недрах самой сети. Довольно высокая эффективность несанкционированных рассылок при низкой себестоимости - вот что заставляет рекламодателей прибегать к этому неблаговидному коммуникативному каналу. Судя по всему, канал закроется только с развитием на рынке электронного маркетинга более эффективных способов продвижения товаров и услуг.

GfK Group по заказу Epsilon Interactive недавно провела исследование на основе опроса 584 американских юзеров. Кроме очевидного негатива - роста потока спама (см. диаграмму) и констатации 78% респондентов, что они не пользуются рабочими e-mail для получения коммерческой рассылки, выяснилось: спасение в таргетинге, механизме выделения по общим критериям из совокупной аудитории части, представляющей интерес. Точная работа эффективнее ковровых бомбардировок письмами. По даннымGfK, около 60% опрошенных уже считает, что «получаемые ими электронные сообщения, как правило, соответствуют их интересам и потребностям».

По мере того, как эффективность легальной адресной рассылки начнет явно превосходить эффективность несанкционированной, а игроки рынка электронной рекламы создадут более доверительные способы коммуникации с потребителем, предполагающие его согласие, волна спама пойдет на убыль. Спамерам остается утешать себя тем, что произойдет это не так скоро, как хотелось бы провайдерам, системным администраторам и многим пользователям.
Добавить комментарий
Проверочный код