Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (540) 29 мая 2006 г. Портмоне

Первым делом самолёты

29.05.2006
девушки и все остальное - потом



Авиаперелеты - традиционно самый дорогой вид путешествий - становятся более доступными для белорусов, а потому и более популярными. На оживление рынка отреагировали как национальная, так и иностранные авиакомпании. Первая - увеличением перевозок, вторые - созданием новых рейсов. Вот только для более интенсивного роста рынка «Белавиа» не хватает самолетов.

Бона СФОРЦА

По оценкам специалистов, белорусский рынок авиаперевозок после грандиозного падения в начале 90-х все время прирастал, но в последние годы особо быстрыми темпами - по 12-15% ежегодно. Национальная авиакомпания «Белавиа» наращивала количество рейсов и направлений, прирастали «иностранцы», которые уже давно присутствуют на рынке (например, Austrian теперь выполняет не один, а два рейса в день), вышли на рынок новые игроки. Самой свежей новостью стало начало регулярного сообщения между Минском и Стамбулом, которое с 25 мая дважды в неделю выполняют Turkish Airlines.

«В стране стало живее с бизнесом, появилась необходимость в частых перемещениях», - сказал «БелГазете» заместитель гендиректора компании «Мерлинтур» Борис Власов. В результате изменилась структура предложения: если раньше летали редко и большими самолетами, то теперь чаще используют борта небольшой вместимости, которые легче заполнить.

При этом, как отмечают специалисты, цены на вылеты из Минска приближаются к ценам на перелеты в аналогичных направлениях из Москвы и Варшавы. И если еще пять лет назад для подавляющего большинства выгоднее было потратить день на переезд в соседнюю столицу, то теперь подобные хлопоты и неудобства далеко не всегда стоят сохраняющейся разницы.

Меньшими темпами, но тоже прирастает количество чартерных рейсов «Белавиа». По данным начальника коммерческой службы компании Дмитрия Скороскокова, в год выполняется более 600 рейсов, а ежегодный прирост чартерных перевозок составляет 5-7%. При этом направления полетов меняются незначительно, а от некоторых даже приходится отказываться. Например, в связи с повышением спроса на Тунис и Черногорию туроператоры посчитали возможным организовать рейсы с вылетом из Минска.

С другой стороны, в наступившем сезоне туроператоры решили не заказывать чартер в хорватскую Пулу: курорт стал слишком дорогим для среднего белорусского отдыхающего, и регулярно поднимать полный борт не представляется возможным.

Традиционными направлениями белорусских чартеров остаются четыре курорта Турции, два болгарских, египетская Хургада (в Шарм-эль-Шейх теперь наш чартер не летает), греческие Салоники и испанская Барселона.

В отличие от регулярных рейсов, где чрезвычайно жесткая конкуренция между сетевыми и малобюджетными авиакомпаниями вынуждает первые идти на максимальное сокращение издержек и стараться удерживать цены на билеты, чартеры постоянно дорожают. По оценке специалистов одной из туркомпаний-консолидаторов, в прошлом году чартерный рейс обходился в среднем в $280 с кресла, в этом - уже $300-320. «Это постоянная тенденция - ежегодно чартерный перелет дорожает на $20-30», - сказал «БелГазете» эксперт, пожелавший остаться неназванным. Причины банальны и вполне объяснимы. Самая главная - дорожает авиатопливо, следом идут расходы на аэронавигацию, зарплату летчиков и т.п.

Отказ от предоставления питания на борту, о чем все чаще сообщают авиаперевозчики, не решит проблему сокращения издержек. Как сообщил Скороскоков, «Белавиа» в этом отношении соблюдает установленный стандарт обслуживания, поэтому на коротких рейсах продолжительностью до двух часов действительно предлагаются только напитки, а в направлениях, куда перелет занимает больше времени, - Турция, Тунис, Испания - авиакомпания кормит пассажиров обедом.

По мнению туроператоров, ситуацию могло бы изменить увеличение числа самолетов, занятых на чартерных перевозках, однако национальный перевозчик не в состоянии этого обеспечить. За последние годы парк авиакомпании пополнился, кажется, только одним «Боингом», однако для чартерных рейсов он слишком велик, а также занят на рейсах в европейских направлениях, где предъявляются повышенные требования к техническому состоянию самолетов. Эти же требования актуальны и в отношении чартерных рейсов в страны Евросоюза и добивающиеся присоединения к ЕС.

Между тем не стоит ждать увеличения количества чартерных рейсов со стороны иностранных авиаперевозчиков, работающих на белорусском рынке. Согласно нормам Международной организации гражданской авиации (ICAO ), чартерные перевозки пассажиров своей страны может выполнять только национальная авиакомпания. В этой связи ожиданиям некоторых участников туррынка, возникшим с недавним приходом турецких авиалиний, не суждено сбыться: турки смогут выполнять только регулярные рейсы из Турции в Беларусь и обратно. А регулярные рейсы, как правило, оказываются дороже чартерных.

Однако повышение привлекательности Беларуси для зарубежных авиакомпаний все же станет стимулом для «Белавиа» в деле обновления парка и открытия новых маршрутов, правда, регулярного сообщения. В настоящее время, по оценкам экспертов, белорусский рынок авиаперевозок делится примерно пополам: одну половину держит «Белавиа», другую - зарубежные авиакомпании (среди них первое место делят Austrian и Luftganza, за ними идут Polish, Chech, Air Baltic, EL AL, и новички - Turkish и AlItalia, которая начнет регулярные рейсы в начале июня).

Обострение конкуренции неизменно ведет как к снижению цен, так и к повышению качества предоставляемой услуги, это в полной мере применимо и к авиаперевозкам. Кроме того, рост доходов повышает спрос туристов и бизнесменов на более комфортные условия путешествия. Ведь если раньше по делам в Европу многие ездили на автомобиле, теперь они предпочитают самолет. Это также будет способствовать дальнейшему развитию белорусского рынка авиаперелетов.
Добавить комментарий
Проверочный код