Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (540) 29 мая 2006 г. Экономика

Раскатали дорогу

29.05.2006
для подержанных грузовиков

Ольга МИКША

5 мая истек срок действия заградительных таможенных пошлин на ввоз в Беларусь импортных грузовых автомобилей старше трех лет. 50-процентная пошлина должна была стимулировать грузоперевозчиков к покупке отечественных МАЗов. Однако в новом документе предлагается снизить ставку на эту технику до 5%.

Соответствующий указ президента прошел все этапы согласования и готов к подписанию. Изменение правил ввоза коснется в т.ч. седельных тягачей в возрасте 3-5 лет (при обычном размере пошлин именно эти машины составляют 80% импорта подержанных грузовиков), а заодно и самую острую конкуренцию сравнимой по стоимости продукции МАЗа.

Автоперевозчики полагают, что эта мера позволит им более эффективно расходовать средства на обновление подвижного состава. Отечественный автопроизводитель недоволен: конкуренция из области цены снова переходит в область качества.

Впервые ставки на импортные грузовики, автобусы и прицепы старше трех лет были повышены до 50% таможенной стоимости, но не менее 2,2 евро за кубик в 2003г. - на 9 месяцев. По словам руководителя пресс-службы МАЗа Валентина Лопана, это сразу сказалось на объеме производства завода: «На МАЗ-MAN выпуск седельных тягачей увеличился вдвое, на МАЗе - на 172%». Затем решение по защите интересов автозавода дважды продлевалось. Впрочем, на состоявшейся минувшей осенью белорусско-российской конференции автопроизводителей было отмечено, что эффект оказался меньшим, чем на него рассчитывали: перевозчики предпочли либо вообще отложить покупку грузовиков, либо купить их в России, где пошлина составляет всего 5%. Теперь размер пошлин унифицирован, и ездить в соседнее государство не придется.

Со своей стороны автоперевозчики неоднократно сетовали на нехватку собственных средств и дороговизну кредитов, что не позволяет им своевременно обновлять автопарк. По словам директора Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Александра Солощева, модернизация является основной задачей для международных перевозчиков. По данным БАМАП, сегодня автопарк международных перевозчиков грузов в Беларуси на 72% представлен техникой старше 7 лет (в 2002г. этот показатель составлял 59%), только 12% автомобилей соответствует уровню «Евро-3». «В то же время у основных наших конкурентов количество автомобилей уровня «Евро-3» в последние годы значительно увеличилось и составляет от 30% до 45%. При этом в странах ЕС начался процесс выпуска и приобретения автомобилей, соответствующих требованиям «Евро-4», - отметил Солощев.

Специалисты подсчитали: чтобы выдерживать конкуренцию соседних стран, необходимо ежегодно обновлять до тысячи единиц техники. Однако свободных средств на это у белорусских перевозчиков нет. Темпы обновления парка автотранспортных средств белорусских перевозчиков в 2004-05гг. в 7-10 раз меньше, чем требуется для успешной работы на европейском рынке. Как полагает Солощев, основная причина - сложность получения кредитов и заключения договоров лизинга в связи с высокими ставками платы за пользование кредитами, необходимостью предоставления дополнительных залогов помимо самих приобретаемых транспортных средств, жесткими требованиями к финансовому состоянию предприятий, сложной и длительной процедурой оформления документов.

Для снижения остроты проблемы в текущем году БАМАП подписала соглашения с «Белпромстройбанком» и «Приорбанком» о сотрудничестве в области кредитования и обслуживания инвестиционных проектов, направленных на обновление транспортных средств. В этом свете лоббирование снижения ставок таможенных пошлин на импортные грузовики также представляется вполне логичным шагом автотранспортников. При этом информация о сложностях, очевидно, подкреплялась отчетом о достигнутых отраслью успехах.

Между тем в прошлом году МАЗ сильно обременили присоединением к нему убыточного завода «Могилевтрансмаш», потребовавшим даже пересмотра собственной инвестиционной программы автозавода. Кроме того, предприятие постоянно вкладывает в модернизацию производства собственные и кредитные финансовые ресурсы, что не позволяет заметно снижать цену на продукцию, как социальная ориентация - реально наращивать производительность труда. По словам Лопана, обострение конкуренции по одной из ключевых позиций завода неминуемо приведет предприятие к новым потерям, о конкретном размере который специалисты готовы сказать после опубликования новых таможенных ставок. Поэтому если к тому же завод лишится поддержки государства (как Лукашенко пообещал «Горизонту» и «Витязю»), для одной из визитных карточек Беларуси настанут черные времена.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным БАМАП, в объеме поступлений от экспорта транспортных услуг доля автомобильного грузового транспорта составляет 24,2%, или $288 млн. В 2005г. общая сумма выручки составила Br850,9 млрд., в качестве налогов и боров в бюджет уплачено Br116,8 млрд. Доля международных перевозчиков в общем объеме выручки от эксплуатации автомобилей составила 90%. В 2005г. они выполнили 262 тыс. рейсов, перевезли 4,3 млн. т грузов, грузооборот составил 8,2 млрд. тонно-километров и увеличился по сравнению с 2004г. в 2,9 раза.
Добавить комментарий
Проверочный код