Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (540) 29 мая 2006 г. Экономика

Централизованные тесты для Беларуси

29.05.2006
Системная оценка работы политиков и чиновников

Андрей ПОДВИЦКИЙ

В апреле 2006г. МВФ опубликовал доклад Global Monitoring Report «Выполнение целей развития тысячелетия: улучшение отчетности, помощи, торговли и управления», дающий вполне приличную методологическую основу для определения качества работы белорусской власти.

СПРАВКА «БелГазеты». МВФ интегрировал в общую систему оценки качества работы органов власти индексы и параметры, предложенные Всемирным банком, Transparency International и другими организациями. Так, ПРООН для оценки качества управления использует 33 источника данных. Международные эксперты используют также результаты исследований отдельных ученых - скажем, индикаторы Кауфмана-Краая (KK). Эти индикаторы агрегируют 352 переменные из 37 источников. Когда в мире наработана такая обширная методологическая и фактологическая база, Беларуси нет смысла придумывать нечто свое для оценки качества работы власти. Тем более что мы являемся членом ООН, МВФ и Всемирного банка.

ОДИНАРНЫЙ СТАНДАРТ

Мало иметь хорошие законы на бумаге. Списанные с Америки или ЕС, они автоматически не начнут работать. Надо обеспечить доступ к нормативной базе и ресурсам государства, прозрачность и эффективные механизмы принуждения к выполнению закона. По мнению МВФ, система обеспечения прозрачности и ответственности государства должна распространяться на пять ключевых элементов государства: политическую систему, органы госуправления, контрольные органы, институты сдержек и противовесов, в т.ч. свободную прессу, поставщиков услуг за счет государства.

Трудно назвать сферы, в которых Беларусь могла бы говорить о соответствии мировым стандартам. К сожалению, гражданин Беларуси не может получить правдивую информацию о всех активах и ресурсах, принадлежащих тем или иным влиятельным лицам. Покрыта мраком белорусская система госзакупок. Из-за этого бюджет переплачивает сотни млн. долларов за оборудование, строительство, снабжение, в т.ч. медицинских и образовательных учреждений. Во-первых, нет открытой конкуренции за право поставлять государству товары и услуги, во-вторых, слишком большим остается госсектор, слишком рано затормозили приватизацию.

БЮРОКРАТИЯ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА

Еще в 70-х гг. Всемирный банк начал работу по системной оценке качества работы госорганов. Данная работа вылилась в разные индикаторы, известные, как CPIA. На их основе можно осуществить комплексную оценку институтов страны.

Для оценки по каждому из критериев используется шкала от 1 до 6 («1» - самое плохое качество, «6» - высшее). Например, по оценке Всемирного банка качества госинститутов из 66 стран только Армения и еще шесть развивающихся стан мира получили 3,5 балла. Из постсоветских стран Грузия находится в промежутке 3,3-3,5, Азербайджан и Молдова - 3-3,2. К сожалению, данных для Беларуси, Украины или России нет. Однако, пользуясь базовыми данными и знаниями белорусских институтов, можно сказать, что едва ли наша страна может претендовать на оценку выше 3. Если использовать пятибалльную шкалу оценок, используемых в средней школе, то работу белорусских политиков и бюрократов можно оценить на слабую тройку.

Таблица

КОРРУПЦИЯ СО СТОП-СИГНАЛОМ

Индикаторы KK используются для оценки коррупции, качества административной и правовой системы. Многие из индикаторов КК схожи с показателями других организаций. К примеру, индекс «контроль коррупции» схож с аналогом от Transparency International (коэффициент корреляции - 0,97). Данные двух организаций показывают, что в богатых странах коррупции меньше всего. Значит, Беларусь должна стремиться стать богатой, чтобы быть честной. В свою очередь, чтобы стать богатым, надо быть экономически свободным, т. е. путь к богатству, с одной стороны, и справедливому, честному обществу - с другой, лежит только через построение полноценной капиталистической системы. В ее основе - профессиональная, прозрачная бюрократия. Как показывают индикаторы КК, ее в нашей стране пока нет.

СПРАВКА «БелГазеты». Оценки Доклада МВФ основаны на 14 измерениях, разбитых на три группы: оценка общего качества работы госорганов, оценка потенциала бюрократического аппарата и оценка систем сдержек и противовесов. К индикаторам первой группы относятся контроль за коррупцией (индексы трех организаций), оценка результатов государственной политики и госструктур в целом от CPIA - Country Policy and Institutional Assessments, оценка транзакционных издержек бизнеса (из докладов Doing Business и Investment Climate Survey от Всемирного банка). Ко второй группе относятся оценка финансового менеджмента бюджета (CPIA ), государственной административной системы (CPIA-admin ), индикаторы по оценке делового и инвестиционного климата. В третью группу входят индикатор KK «голос и подотчетность», оценка правовой системы и верховенства закона (KK, CPIA-rules, а также ограничений на деятельность (Polity IV ). Сюда же входят индикаторы PEFA, по которым оценивается система госзакупок.

Индикаторы KK являются результатом работы сотрудников Всемирного банка (ВБ). При помощи статистических методов агрегации эксперты вывели шесть индикаторов: голос и подотчетность (права человека, доступ к информации, прозрачность и ответственность политических институтов), политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность правительства, качество регуляторной среды, верховенство закона и контроль за коррупцией. Данные индикаторы рассчитываются с 1996г. каждый второй год. Последние замеры были сделаны в 2004г.


Индексы КК имеют шкалу от -2,5 до 2,5, в которой «-2,5» - наихудший результат, «2,5» - лучший. По показателю КК «контроль за коррупцией» Беларусь имеет -0,91. Мы выглядим хуже Украины (-0,89), России (-0,72) и Молдовы (-0,86). По индексу подотчетности и ответственности Беларусь имеет -1,54. Для сравнения: Россия - минус 0,81, Казахстан - минус 1,21, Молдова - минус 0,47, Украина - минус 0,62. Не лучшее положение по индексу КК «верховенство закона». По нему у нас -1,31. Украина имеет минус 0,83, Россия - минус 0,7, Казахстан - минус 0,98. Даже в этой группе стран мы являемся явными аутсайдерами. Беларусь заметно отстает от Польши (0,51) и стран Балтии.
Добавить комментарий
Проверочный код