Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (540) 29 мая 2006 г. Экономика

Заройте ваши денежки

29.05.2006
Арабские мотивы белорусской финансовой политики

Ярослав РОМАНЧУК

Если судить по отдельным статданным, то не совсем понятно, почему Героем Беларуси стал глава Нацбанка, а не Минфина. По строгим критериям фискальной ответственности ведомство Николая Корбута работает лучше, чем команда Петра Прокоповича.

По итогам I квартала бюджет исполнен с профицитом 4,2% ВВП. Внешний долг страны не превышает 5% ВВП. Это гораздо лучше Маастрихтских критериев. В то же время главный показатель качества работы Нацбанка - инфляция - гораздо хуже европейского (3%). Однако при ближайшем рассмотрении финансов государства становится понятным, почему наши финансовые и налоговые службы не получают наград.

НЕ РАЗРУЛИТЬ

Складывается впечатление, что Минфин и МНС сговорились и упорно не хотят выполнять многократно озвученное распоряжение Александра Лукашенко снизить налоги, упростить налоговую систему и провести соответствующую корректировку бюджетной политики. В последние три года из-за высоких цен на нефть, металлы и удобрения Минфин получает неожиданно большие доходы. Вместо снижения налогов и расширения возможностей для несырьевых отраслей, фискальные органы преспокойно получают щедрые налоговые поступления и исправно выполняют инвестиционные задачи. За это они получают свои премиальные и для проформы поругивают предприятия за плохой менеджмент и дефицит качественных бизнес-планов. Искусство распределения преобладает над наукой зарабатывания.

Минфин и МНС не стали входить в положение не только малого и среднего бизнеса, но и больших несырьевых предприятий. Вымывание оборотных средств после перехода на новый режим уплаты НДС с Россией в 2005г. при неизменной налоговой нагрузке в 2006г. не позволили реальному сектору сосредоточиться на реструктуризации и модернизации основных средств. Да и кто бы им позволил, если основные инвестиционные решения принимаются на уровне концернов и министерств, а не предприятий?

НА МЕСТАХ - СТОЯТЬ

Хотя доходы консолидированного бюджета в I квартале сократились до 51,7% (по данным Минстата, в I квартале 2005г. они составляли 55,2%), они все равно превышают порог, обеспечивающий малой открытой экономике устойчивые темпы долгосрочного развития. Кстати, если верить статистике Минстата этого года, расходы бюджета увеличились на 0,1 процентного пункта: данный показатель для прошлого года, представленный Минстатом в апреле этого года, составлял 51,6% ВВП. Такие корректировки на 3,6% в течение календарного года ВВП не являются экстраординарным явлением для наших госорганов.

Наряду с неизменно высокими доходами консолидированного бюджета происходит перераспределение ресурсов от местных бюджетов в пользу республиканского. Данный тренд продолжается уже три года.

СПРАВКА «БелГазеты». По итогам I квартала 2004г., доля доходов местных бюджетов составляла 37,4% от общих доходов. В I кв. 2006г. она сократилась до 26,1%. При этом динамика сокращения расходов местных бюджетов заметно слабее. В I кв. 2004г. она составляла 43,7% общих расходов (разница между доходами и расходами местных бюджетов составляла минус 6,3 процентных пункта (пп). В I кв. 2006г. расходы местного уровня сократились до 39,8% (разница - минус 13,7% общих расходов).

За два последних года разница между доходами и расходами местных бюджетов выросла на 7,4 пп, т.е. дефицит местной власти более чем удвоился. Такая политика до добра не доведет. Она является следствием или нескоординированных действий Минфина и МНС, или целенаправленной политикой лишения местных органов власти адекватного финансирования своих программ.

Республиканские органы централизуют распределение все большей доли ресурсов, не понимая, что имидж самой власти, оценка эффективности ее работы формируется на местном уровне. Минск оставляет себе самые легкие для сбора налоги, а местным органам - мелкие сборы. Такая политика увеличивает степень зависимости регионов от центра. Президент приказывает увеличивать доходы граждан, но перекладывает всю ответственность за выполнение данного распоряжения на местные органы власти и на предприятия. Поскольку права эмиссии своих денег и долговых бумаг они не имеют, им приходится постоянно ездить на поклон в Минск, прося милостыню. Хороший район или область? Получи побольше ресурсов из бюджета и внебюджетных фондов. Не справляется местная вертикаль с выполнением прогнозных показателей, выполнением социальных или политических показателей - появляется повод сменить руководителя.

В такой ситуации едва ли можно надеяться на инициативность областных и райисполкомов в привлечении инвестиций и создании рабочих мест. География иностранных инвестиций это подтверждает. В I квартале 2006г. 71,5% ПИИ приходится на Минск и Минскую область. Примерно такая же картина по накопленных ПИИ.

Когда вырастут цены на газ, на ЖКУ и на электричество, то ситуация местных органов и, соответственно, их требования к центру резко вырастут. Вместо развития традиции фискальной ответственности регионов Минфин и правительство в целом до сих пор не могут достоверно сказать, какие районы и города являются самыми большими реципиентами госбюджета и что власти предприняли, чтобы исправить ситуацию.

КТО БЛИЖЕ К КУБЫШКЕ

Большой загадкой текущей бюджетной политики остается вопрос, как же государство распоряжается высокими доходами. Большая их часть идет на инвестиции. За четыре месяца 2006г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах выросли на 137,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив Br4 трлн. Из них 41,7% использовано предприятиями, подчиненными республиканским органам госуправления. На предприятия концерна «Белнефтехим» пришлось 12,9% инвестиций, 7,3% - на «Белэнерго», 3,3% - на БЖД. Сегодня в этих структурах столько денег, что они могут позволить не только платить зарплаты по $600-1000, но и не испытывать никаких затруднений с инвестиционным обеспечением текущих бизнес-планов.

На фоне ТЭКа и других монополистов ситуация в других секторах остается напряженной. Объем отсроченных сумм задолженности на 1.05.2006г. составил Br260,7 млрд. и увеличился по сравнению с началом года на 15,5%. Накопленные перед бюджетом долги - еще Br270 млрд. Доля высокорентабельных предприятий в последние годы никак не может превысить 10%. Так что экономического балласта в экономике не становится меньше. Темпы роста выручки практически совпадают с темпами роста себестоимости. Рентабельность стагнирует, хотя за два последних года сумма чистого убытка убыточных организаций сократились почти на 30%.

Нет сомнений, что в такой ценовой ситуации у предприятий ТЭКа не может быть проблем. А вот предприятия других секторов без кредитов все чаще не в состоянии свести концы с концами. Так, просроченная задолженность по кредитам банков в I квартале 2006г. увеличилась по сравнению с I кварталом 2004г. на 24,9%. Остатки задолженности по выданным кредитам на 1.04.2006г. за этот же период выросли на 139%. Финансовая пирамида будет возводиться так долго, как долго темпы роста экспортной выручки будут превышать темпы роста бюджетных расходов и кредитования госпредприятий.

Таблица

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

В стране набрала обороты еще одна тревожная тенденция - вытеснение из экономики частных и иностранных инвестиций. По данным Минстата, «в I квартале 2004г. изъятие иностранных инвестиций из реального сектора экономики превысило поступление иностранных инвестиций на $23,4 млн. (в I квартале 2003 г. - на $6,2 млн. )». За I квартал 2006г. чистые иностранные инвестиции составили $66 млн. (годом раньше - всего $3,9 млн.).

Ситуация по объему привлечения портфельных инвестиций еще более плачевная. За три первых месяца 2006г. чистое поступление составило всего $48,4 тыс. Одно малое предприятие Польши или Словакии может генерировать или привлекать больше портфельных инвестиций, чем вся белорусская экономика, загнанная в жесткие рамки плана. Динамика портфельных инвестиций в Беларуси в последние годы убедительного доказывает, что фондового рынка в стране не существует. Не впуская в страну иностранный капитал, правительство лишает себя возможности активной экспансии на внешние рынки и модернизации производственной базы. Нефтедоллары хороши для соцпрограмм, строительства инфраструктуры, модернизации самого нефтяного бизнеса. Однако они являются далеко не лучшей формой инвестиций для других секторов. Легпром, машиностроение, электроника и другие сектора приветствуют бюджетные дотации, но на казенные деньги едва ли создашь современный конкурентный бизнес.

Белорусским властям полезно выучить урок стран ОПЕК 70-х гг. Во время того нефтяного кризиса арабские страны заработали огромные деньги. Они не сумели ими распорядиться по-рыночному: часть проели, а еще больше потеряли на фондовом рынке богатых стран. Эксперты не исключают такого же развития ситуации после окончания нынешнего нефтяного бума. Беларуси не грозит потеря ресурсов от фондового провала Запада. Главная опасность - инвестиционные проекты, которые сегодня реализуются при помощи и при активном участии государства - message для тех, кто рассчитывает на вечную благосклонность российского рынка и кремлевской власти.
Добавить комментарий
Проверочный код