Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (538) 15 мая 2006 г. Тема недели

Рынок бессмертен

15.05.2006
 

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Жизнеспособность рынков на постсоветском пространстве вызвана целым рядом факторов: искажением структуры потребления и механизмов ценовой конкуренции основных форматов торговли, стереотипами потребительского поведения, неразвитостью современных розничных форматов, низкой покупательной способностью населения и т.п.

При том, что ситуация с продовольственно-вещевыми рынками и их долей в розничном товарообороте в России, на Украине и в Беларуси существенно отличается, в тенденциях их развития есть много общего.

Сегодня все аналитики в один голос утверждают, что с освоением новых форматов торговли значение и обороты рынков будут неуклонно снижаться. Но переоценивать темпы этого снижения не стоит. Даже образцовый постсоветский мегаполис Москва, где масштабные инвестиции в строительство крупных современных торговых площадей начались раньше всего (2000-01гг.), впервые продемонстрировал снижение доли рынков суммарном товарообороте розницы лишь в 2003г., и то всего на 1,2%. В 2004г. падение доли рынков в розничных продажах впервые превысило 1% в общероссийском масштабе. Но даже в 2003г., ставшем во многом переломным для торговли в крупных российских городах, доля неорганизованной (рыночной и уличной) торговли все еще составляла 27%, независимых операторов - 59%, сетевых - 14%, что разительно отличается от структуры розницы в типичной европейской стране.

Схожей была траектория развития розницы на Украине, где от ввода в эксплуатацию гипермаркетов до начала уменьшения товарооборота рынков прошло около 2-3 лет. В Киеве, например, на конец 2003г. было 47 супермаркетов украинских и иностранных торговых сетей и 13 гипермаркетов. Лишь на фоне подобного расцвета крупных магазинов самообслуживания 78% киевских семей назвали основным местом покупки продуктов питания супер- или гипермаркет и только 11% - рынок.

По мере развития ритейла менялись представления о том, сколько торговой площади необходимо для удовлетворения потребностей 1 тыс. населения. Так, если на момент пуска первых гипермаркетов в России и на Украине предполагалось, что каждый из них будет обслуживать запросы около 1 млн. клиентов, то сегодня эта цифра уже снизилась до нескольких сотен тысяч. В 2003г., в начале пика современных форматов торговли, в Москве насчитывалось 203 супермаркета и 167 дискаутеров, сегодня по этим форматам продолжается рост (прогноз - в 1,5-2 раза). Очевидно, что пока торговые площади, приходящиеся на 1 тыс. населения российских, украинских и, тем более, белорусских городов, в 3 и более раз уступают европейским, эта недостача будет компенсироваться неорганизованной торговлей.

Так что в течение ближайших 2-3 лет минские рынки трудно будет списать со счета - если, конечно, речь идет об экономическом, а не административном аспекте проблемы.
Добавить комментарий
Проверочный код